Советы родителям

 

Детский сад. Адаптация

 

Ваш ребенок идет в детский сад или ясли? Поздравляю!

Все волнения по поводу выбора детского сада, получения направления, уже позади. Но встает вопрос как же ваш такой маленький, но в тоже время такой взрослый малыш привыкнет к новой для него обстановке? Будет ли ему комфортно с новыми тетеньками воспитательницами, в новом кругу детей? Как облегчить ему, так называемый период адаптации?

Не зависимо от возраста ребенка периода адаптации в новом месте и новом коллективе не избежать. И в каком возрасте он пройдет легче никому не известно. Но Вы можете помочь вашему малышу привыкнуть к незнакомой обстановке, не зависимо от того 2  года вашему ребенку или 3. Самое главное положительный настрой родителей! Если Вы уверены, что садик это самое лучшее место для ребенка, что там ему будет хорошо, поверьте, ему это тоже передастся.

Поговорите с вашим сыном или дочерью о садике. Расскажите как там много новых игрушек, сколько новых друзей и подружек у него появится! Там добрые воспитатели и нянечки, интересные занятия. Расскажите о том, что в садике его научат рисовать, лепить, петь и танцевать! Безусловно, слезы в первые дни, а может и недели неизбежны. Но поверьте, в большинстве случаев ребенок плачет только при Вас, а, зайдя в группу, быстро успокаивается.

Первые несколько дней водите ребенка на 2-3 часа. Не пугайтесь, что он не ест в детском саду, дайте ему привыкнуть немного, и как только начнет есть, смело оставляйте до обеда. Это у вас займет неделю, самое большее дней 10. Не спешите сразу выходить на работу, особенно если Вам придется поздно забирать ребенка. Вместе привыкайте к новому для вас обоих ритму жизни.

Первое время утром можно не говорить малышу, что мы идем в садик. Идем гулять! И «догуливаем» до садика. И только когда он перестанет подниматься и отпускать Вас со слезами по дороге можно рассказывать о садике, о том, что там сегодня будет: какие занятия, игры… Даже если Ваш малыш еще не очень хорошо говорит всегда спрашивайте его что они сегодня делали в саду, во что играли, чем занимались… Этим вы будете стимулировать развитие речи ребенка, и возможно узнаете что-то о том времени, которое ваш малыш проводит без Вас, даже от не очень разговорчивого крохи.

И вот через 1-2 недели вы первый раз оставили ребенка на сон. Новый виток слез при расставании с мамой возможен, но не обязательно. Первое время он, возможно, будет спать в саду плохо, тяжело засыпать. Это вполне нормально. Опытные воспитатели помогут ему, споют песенку, посидят рядом.

Полное привыкание к детскому саду происходит только через три месяца. Наберитесь терпения! Если Вас ждут на работе, вы смело можете выходить на нее через 5-6 недель, особенно если работодатель готов терпеть Ваши больничные или у вас есть неработающая бабушка. Болезни, возможно даже частые, первый год неизбежны. Не пугайтесь и не торопитесь с первыми соплями садиться на больничный, особенно в период адаптации. От небольшого насморка или кашля при своевременном лечении, можно вполне избавиться не снимая ребенка с детского сада. Главное не упустить момент! А вот посидев пару недель дома с практически здоровым ребенком, Вы рискуете получить новые слезы и привыкание начнется сначала. Все идет нормально и через месяц-два Вы — вполне свободная мамочка, готовая приступить к работе на старом месте или пуститься на поиски новой работы! Поздравляем!

Как подготовить ребёнка к детскому саду.

Вызванные адаптацией стрессовые реакции могут надолго нарушить эмоциональное состояние неподготовленного малыша.
Поэтому рекомендуется:

Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок.

Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда.

Обучайте ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок.

Расширяйте «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т.д. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми.

Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с детским садом.

В первый день лучше прийти на прогулку, так как на прогулке (в игре) малышу проще найти себе друзей, познакомиться с воспитателем.

Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день. Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 3-4 часами, позже можно оставить малыша до обеда, в конце месяца (если это рекомендует воспитатель) приводить малыша на целый день.

Для предупреждения нервного истощения необходимо делать в середине недели «выходной день» для малыша.
В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
Ребенок должен приходит в детский сад только здоровым.

Если окажется, что у ребенка развита потребность в сотрудничестве с близкими и посторонними взрослыми, если он владеет средствами предметного взаимодействия, любит и умеет играть стремится к самостоятельности, если он открыт и доброжелателен по отношению к сверстникам, считайте, что он готов к поступлению в детский сад или ясли.

При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный период.

Врачи и психологи различают три степени адаптации ребёнка к детскому саду: лёгкую, среднюю и тяжёлую.
При лёгкой адаптации поведение ребёнка нормализуется в течении месяца. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1-2 недели. Острых заболеваний не возникает. У ребёнка преобладает радостное или устойчиво-спокойное состояние; он активно контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников).

Во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливается через 20-30 дней, в течении месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребёнка нестабильно, новый раздражитель способствует отрицательным эмоциональным реакциям. Однако при поддержке взрослого ребёнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкает к новой ситуации.

Тяжёлая адаптация приводит к длительным и тяжёлым заболеваниям. У ребёнка преобладают агрессивно-разрушительные реакции, направленные на выход из ситуации (двигательный протест, агрессивные действия); активное эмоциональное состояние (плач, негодующий крик); либо отсутствует активность при более или менее выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжённость).

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:
Возраст.
Состояние здоровья.
Уровень развития.
Умения общаться со взрослыми и сверстниками.
Сформированность предметной и игровой деятельности.
Приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Причины тяжелой адаптации к условиям ДОУ
Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
наличие у ребёнка своеобразных привычек.
Неумение занять себя игр

Тихий час
Ребёнок будет засыпать быстрее, если укладывать его спать и днём и вечером в одно и тоже время.

Перед сном надо хорошо проветрить помещение.

Кормить ребёнка ужином необходимо за 1 — 1,5 часа до сна.

Кровать ребёнка лучше расположить подальше от батарей центрального отопления.

НЕ СЛЕДУЕТ:

наказывать сном.
проводить воспитательные объяснения перед сном.
игнорировать ночные страхи.
смеяться над сырой или «испачканной» постелью.
приучать долго лежать в постели после просыпания.
играть перед сном в шумные и активные игры.
нарушать тишину во время засыпания и сна.

Излишний сон оказывает неблагоприятное воздействие на организм ребёнка, как и недосыпание. Так как излишний сон развивает у ребёнка флегматические черты характера, задерживает умственное развитие, нарушает функции сердечно-сосудистой и пищеварительной системы.

Ребёнок необязательно должен спать на правом боку, так как длительное пребывание в одном и том же положении может привести к различным нежелательным последствиям, например: деформации грудной клетки. Считается, что лучшая поза для сна — на спине.

Преграда простудам
Закаливание является эффективным средством укрепления здоровья, профилактики многих заболеваний. Ещё в 1899 году видный отечественный физиолог И.Р.Тарханов в книге о закаливании, дал такое определение: «К слову „закаливание» или „закал» в приложении к организму русская речь прибегает по аналогии с явлениями, наблюдаемыми на железе, стали при их закаливании, придающем им большую твёрдость и стойкость».

Именно в стойкости к неблагоприятным воздействиям, прежде всего температурным и находит отражение эффект закаливания, под которым обычно понимают способность переносить влияние низкой температуры без вредных для человека последствий. Закаливание не только повышает его устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры окружающей среды, легко переносит холод и тропическую жару, сохраняя при этом бодрость и высокую работоспособность.

Важно подчеркнуть, что закаливанием может и должен заниматься каждый человек любого возраста независимо от уровня физического развития. В процессе закаливания наряду с оздоровительным эффектом происходят перестройки и в психоэмоциональной сфере, что проявляется в повышении настойчивости, целеустремлённости, улучшении настроения, уравновешенности и выдержанности. Поэтому закаливание должно занимать ведущее место в воспитании здорового ребёнка.

Как средство повышения защитных сил организма закаливание возникло в глубокой древности. Одним из наиболее, известных исторических примеров является опыт Древней Спарты, в которой, как писал Плутарх, закаливание мальчиков, будущих воинов, начиналось с грудного возраста. С семи, лет они воспитывались в общественных домах в суровых «спартанских» условиях — ходили босиком в любую погоду и в самой облегчённой одежде, купались в холодной воде и т. д. Девочки росли почти в таких же условиях.
В нашей стране закаливание популярно издавна. Опыт применения для укрепления здоровья русских бань с чередованием воздействий нагретого воздуха и холодных «снежных» ванн или купаний в реках и озёрах насчитывает столетия. Одно из первых литературных упоминаний о необходимости физического закаливания детей с раннего возраста содержится в трудах известного просветителя 18 века В.И.Новикова. Первой книгой о закаливании детей, опубликованной в России в 1910 году, явилась монография выдающегося педиатра Г.Н.Сперанского, в которой были изложены основные принципы и правила закаливания ребёнка, не утратившие своего значения до наших дней. К сожалению, большинство людей имеют смутное представление о закаливании или вообще, о нём ничего не знают и практически ничего не делают.

Более того, многие родители из-за боязни простудить ребёнка уже с первых дней его жизни начинают заниматься организацией пассивной защиты от простуды: укутывают малышей, боятся открывать окна, чтобы проветрить помещение, и т. д. Такая «забота» о детях не даёт возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, что приводит к возникновению частых простудных болезней.

 

Как эффективно можно закалить ребёнка-дошкольника?
Суть закаливания состоит в следующем. Постепенно изо дня в день организм подвергается влиянию воздуха, воды и солнечной радиации. Эти природные факторы действуют на кожу, подкожные ткани и слизистые поверхности, представляющие собой обширные воспринимающие зоны и содержащие огромное количество нервных окончаний — рецепторов, многие из которых избирательно чувствительны к температурным воздействиям (к холоду или к теплу). Первых из них намного больше. Человек, систематически занимающийся закаливанием, постоянно тренирует эти рецепторы, импульсы от которых поступают в высшие отделы нервной системы. Одновременно происходит и тренировка мощного сосудистого аппарата кожи и подкожной клетчатки. Просветы множества мелких кожных и подкожных сосудов под влиянием холодовых раздражителей суживается, за счёт чего возрастает кровенаполнение в других отделах сердечнососудистой системы. Это один из основных механизмов выработки устойчивости к резким и быстрым похолоданиям в окружающей среде.

Здоровый закалённый человек характеризуется обязательным наличием в его организме температурного баланса, проявляющегося в сохранении температуры тела на постоянном уровне при любых воздействиях внешней среды.

Первое, с чего стоит начинать закаливание ребёнка, — это избавить его от имеющегося перегревания. Если измерить температуру комнаты, в которой находится ребёнок, то чаще всего она бывает чрезмерно высокой, выше 20°. Для умываний используется слишком тёплая (+37° и более) вода. Самая же главная «беда» заключается в том, что ребёнка с первых дней жизни приучают к излишне тёплой одежде. В домашней обстановке дети не редко носят тёплые шерстяные вещи. Тем самым создают условия для перегревания, формируется уязвимость растущего организма к охлаждению. В специальном исследовании А.Я.Степанова доказано, что укутывание препятствует нормальному развитию терморегуляции у детей. Перегревание уменьшает и обменные процессы, снижает сопротивляемость к инфекциям, что приводит к развитию не только респираторных, но и других болезней.
Итак, первое условие эффективного закаливания — это рациональная одежда. Не следует в помещении надевать на ребёнка шерстяные кофты и колготки, надо устранить также тёплые шарфы, закрывающие его уши. Одежда на улице не должна препятствовать движениям ребёнка.

Особенно внимательно надо относиться к одежде мальчиков, ибо совершенствование системы терморегуляции у них проходит более медленными темпами, чем у девочек.

Какую одежду лучше всего использовать с учётом гигиенических оздоровительных требований? Детскую одежду обычно шьют из гигроскопичных, т. е. хорошо впитывающих и испаряющих влагу, тканей. Такими являются хлопчатобумажные ткани, тогда как синтетические -воздухонепроницаемые — способствуют перегреву и усиленному потоотделению, использовать их для одежды детей не стоит. Шерстяные ткани из-за большой пористости намного теплее льняных, из них можно шить праздничную одежду, в которой ребенок может находиться непродолжительное время. Хороши для детей трикотажные изделия, особенно осенью и зимой.
Главное одевать детей по сезону, не перегревая. В осеннее — зимний период ребёнку должно быть в одежде легко, чтобы он мог свободно двигаться. Конечно, нельзя допускать и переохлаждения от чрезмерно лёгкой одежды. В жаркую погоду для мальчиков целесообразны лёгкие ситцевые, льняные или джинсовые костюмы, для девочек — лёгкие, свободного покроя платья с короткими рукавами.

Обувь ребёнка также должна рассматриваться как эффективное не только гигиеническое, но и закаливающее средство, особенно в домашних условиях. Лучшая обувь для детей кожаная, с каблуком не более 8 мм, прочным задником с заглаженными краями. В осеннее — зимний период обувь надо приобретать на размер больше, летом — по размеру. Основное требование к домашней обуви — удобство, поэтому хорошо надеть сандалии или тапочки с каблуком, не стоит применять для ежедневной носки «чешки». Дома дети могут обходиться и без обуви, ходить босиком, о чём уже говорилось. Следующее условие эффективного закаливания — поддержание рационального, не перегревающего температурного режима в помещениях. Ребёнок, с маленького возраста должен быть приучен, хорошо себя чувствовать при температуре в комнате не выше 18 градусов. Г.Н.Сперанский подчёркивал также необходимость искусственного создания контрастных температур в быту ребёнка. Охлаждения — хорошее закаливающее средство, которое можно применять и у детей в игровой форме. Например, когда ребёнок ещё не спит и согрелся, можно быстро сдёрнуть одеяло и спустя несколько секунд опять набросить его на ребёнка. Такая забава нравится многим детям.

В помещениях для детей необходимо создавать условия для колебаний температуры в определённом диапазоне. Так, для детей в возрасте 4-х лет, такой диапазон может на первых порах не превышать 3-4°, т. е. температура колеблется в диапазоне от +18° до +22°, затем разница может увеличиваться до 5-6°. Такой динамичный температурный режим должен быть связан с характером или, точнее, видом деятельности ребёнка. В условиях подвижной игры воздух может быть более прохладным, при спокойной деятельности — более тёплым. Спать ребёнка надо постепенно приучать при открытой форточке, завешенной марлей.
Итак, правильное использование теплозащитных свойств одежды и регулирование температуры помещений являются обязательными условиями эффективного пассивного закаливания.

 

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.