Энергосбережение в детском саду
Энергосбережение — это организационная, научная, практическая, информационная деятельность государственных органов, юридических и физических лиц, направленная на снижение расходов (потерь) топливно-энергетических ресурсов в процессе их добычи, переработки, транспортировки, хранения, производства, использования и утилизации.
Энергосбережение с каждым годом становится все более актуальной проблемой. Ограниченность энергетических ресурсов, высокая стоимость энергии, негативное влияние на окружающую среду, связанное с ее производством, — все эти факторы приводят к альтернативе: разумнее снижать потребление энергии, нежели постоянно увеличивать ее производство. Человечеством постепенно осознается необходимость перехода как в глобальном масштабе, так и в каждом конкретном месте и случае от потребительского отношения к природе к совместному, гармоническому развитию природы и общества.
Энергосбережение — процесс многогранный, он охватывает разные сферы человеческой деятельности. По сути, это образ жизни общества, вырабатывающий определенный психологический алгоритм поведения. Каким будет будущее нашей страны — во многом зависит от ценностных основ поведения, которые закладываются в сознание детей в дошкольном возрасте. Несомненно, главенствующую роль в этом процессе занимают экологическое образование и воспитание, а также привитие навыков бережного отношения к энергоресурсам, которыми располагает человечество. Ведущая роль в этом процессе принадлежит системе образования.
Перед педагогами стоит важная задача: воспитать новое поколение, которое, внедряя и используя современные технологии в различных отраслях производства, в то же время будет понимать важность экономии энергоресурсов, ибо, обладая ими, государство обеспечивает свою энергетическую безопасность, а бережное отношение к ним гарантирует экологическую чистоту окружающего нас мира.
Основными целями энергосбережения в дошкольном учреждении являются: – реализация основных требований Федерального Закона «Об энергосбережении»,
- создание экономических и организационных условий для эффективного использования энергетических ресурсов;
- стимулирование рационального использования энергетических ресурсов и повышение энергетической эффективности
- обеспечение перехода хозяйственной деятельности ГБДОУ на энергосберегающий путь развития при обеспечении комфортных условий воспитательного процесса,
- оптимизация бюджетных расходов на оплату коммунальных ресурсов;
- повышение надежности функционирования и развития инженерных сетей детского сада.
Решение следующих задач является необходимым условием энергосбережения в детском дошкольном учреждении:
- внедрение энергосберегающих технологий в сфере хозяйственной деятельности
- участие в создании централизованной муниципальной системы учета потребленных коммунальных ресурсов;
- организовать оснащения приборами учета
- проведение информационно-разъяснительной работы среди участников воспитательного процесса;
- снижение нагрузки на коммунальную инфраструктуру за счет экономии тепло-, электроэнергии и воды.
Особое внимание при энергосбережении следует уделять тепловой энергоэффективности зданий. Основные теплопотери зданий происходят через ограждающие конструкции: окна, крышу, пол, стены. По оценкам специалистов, до 50 % потерь тепла может происходить через плохо утепленные или не утепленные вовсе окна. При этом 2/3 тепла уходит наружу через поверхность стекла в виде инфракрасного излучения, а 1/3 тепла посредством инфильтрации тепла через щели. Качественно выполненная полноценная теплоизоляция окон может повысить температуру в помещении на 4 – 5°С и более, что позволяет обеспечить комфортную температуру в помещении и существенно снизит затраты на энергопотребление.
Энергосберегающие мероприятия в детском саду:
Сбор и анализ информации об энергопотреблении здания ГБДОУ
Замена ламп накаливания на энергосберегающие;
Обеспечение снижения в сопоставимых условиях объема потребленных воды, электрической энергии, в течение пяти лет не менее чем на пять процентов от объема фактически потребленного с ежегодным снижением такого объема не менее чем на один процент.
Выполнение всего выше перечисленного ведет к значительному сокращению потерь электроэнергии в ГБДОУ.
Детям о энергосбережении
У меня вода и газ
Просто так не льются.
Свет, тепло, вода и газ
Дорого даются.
Чтобы все богаче стали,
Нужно нам учиться,
Проявив терпение,
Энергосбережению.
Каждому из нас хочется, чтобы его дом был уютным, комфортным, неповторимым, чтобы всегда, где бы кто не находился вдали от дома из членов семьи, он знал, что его ждут дома, всегда выслушают и поймут, помогут в трудную минуту. Именно для этого в семьях должны бытовать традиции, которые дети должны перенять и перенести в свои будущие семьи.
Психологи утверждают, как ребенок впоследствии отнесется к себе, к окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться, как скучный, неблагодарный и тяжелый труд. Ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей.
Существуют внешние факторы, которые влияют на семейные традиции. Современный уровень жизни и прогресс диктуют свои правила, и уже нет нечего особенного, что трехлетний – четырехлетний малыш запросто справляется с премудростями компьютера, с включением и отключением освещения в комнатах, с включением телевизора и просмотром детских программ. Он также открывает и закрывает краны с водой, знает, где горячая вода, где холодная. Осторожно прикасается к радиаторам отопления и знает, что отопление работает, когда на улице холодно, и не работает, когда на улице тепло.
После 5 – 7 лет, его уже интересуют вопросы: откуда берется газ и как он поступает в квартиру?; почему необходимо заправлять автомобиль топливом и откуда оно берется?; почему отключается электричество (в момент просмотра детских программ) и вода (когда ребенок моется в ванной) и от кого это зависит?; почему хорошо выезжать за город и дышать чистым воздухом?
Все эти проблемы, так или иначе, связаны с энергосбережением, экологией, актуальны в наше время и волнуют взрослых.
Может ли заинтересовать энергосбережение маленьких детей 4-7летнего возраста? Могут ли они осознано делать свой вклад в её решение? Ответим сразу – могут, если в этом заинтересованы взрослые члены семьи.
Чтобы ребенок быстро освоил эти понятия в детском саду, в младших классах школы, ему нужно помочь это сделать в семье. После 5 лет ребенок начинает познавать мир в игровой форме. Ему очень нравятся игры и особенно, если с ним играют его любимые люди: папа, мама, братик, сестричка, бабушка и дедушка.
Вот пример педагогического подхода к экономному расходу воды в молодой семье. Мама приучила своего 4-х летнего сынишку самостоятельно чистить зубы утром и вечером. Когда вопрос на семейном совете стал об экономии воды, с целью сокращения оплаты за ее потребление, мама организовала игру с сыном, кто больше сэкономит воды, во время чистки зубов. Показала сыну водомер, и он убедился, что барабан счетчика крутится, когда открыт кран. Объяснила, как экономно расходовать воду во время чистки зубов (закрывать кран, когда нет необходимости в том, чтобы вода попусту лилась) и предложила награду за то, кто больше сэкономит. Игра сынишке понравилась настолько, что по приезду его 3-х летнего двоюродного братишки, во время, когда они находились вместе в ванной и чистили попеременно зубы, старший поучал младшего открывать кран только для промывания зубной щетки и набирания воды для ополаскивания рта в кружку. Заканчивалась беседа малышей фразой, – завтра с мамой посмотрим счетчик воды и получим приз!
Другой пример. Папа своему пятилетнему сыну предложил игру – добрые дела. В перечень добрых дел, которые мог сделать сынишка, входило многое: помощь маме, убрать игрушки за собой и за младшей сестренкой, принести и подать папе инструмент при выполнении последним какого-либо ремонта и т.д. В конце каждого дня, на семейном совете записывались все добрые дела выполненные сыном и проставлялись баллы. Папа предложил сынишке в перечень добрых дел включить экономию электроэнергии, показал табло электрического счетчика с цифрами и пояснил, что нужно делать, чтобы величина была меньше. В таком возрасте дети знают цифры и могут отличить большее число от меньшего. За выполнение этого доброго дела предлагался специальный приз. Спустя неделю 5-ти летний малыш четко усвоил, если нет никого в детской комнате, свет должен быть отключен, если выходишь из ванной комнаты, свет нужно отключать, если никто не смотрит телевизор, его нужны выключить. Он это делал сам или напоминал взрослым. Дело дошло до того, что иногда родители, в ущерб себе отказывались смотреть телепередачи, понимая важность навыков, приобретаемые их ребенком.
Мультфильмы и обучающие ролики по энергосбережению для детей