Паспорт проекта.
Название проекта: «Путешествие в мир насекомых»
Авторы проекта: Щуцкая Т.Е. – воспитатель, Гусева И.В. – воспитатель.
Обоснование актуальности проекта: Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любой деревне, городе, можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Вид проекта: По доминирующей деятельности: познавательно-игровой, исследовательский
Цель проекта: Создать условия для развития познавательных, творческих и исследовательских способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР НАСЕКОМЫХ»
Задачи проекта:
Дети:
1. Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
2. Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
3. Воспитывать бережное отношение к живому.
4. Развивать эмоциональную отзывчивость.
5. Формировать навыки исследовательской деятельности.
6. Познакомить со средами обитания насекомых.
Педагоги:
1. Составить единый план работы воспитателей и специалистов ГБДОУ по работе в проекте.
2. Подобрать дидактические материалы, наглядные пособия, литературу, оборудование, иллюстрации, отвечающие детским потребностям при работе в проекте. Обогатить развивающую среду по теме проекта.
3. Познакомить детей опытным путем со свойствами песка.
4. Поощрять проявление инициативы и любознательности с целью получения новых знаний.
5. Осуществлять активное сотрудничество с родителями в процессе работы над проектом. Включать родителей в совместное изготовление поделок и работ.
6. Обогатить запас знаний родителей о влиянии экспериментирования на развитие мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
7. Повышение уровня речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью, экологической культуры личности.
Родители:
1. Участвовать в совместной реализации проекта.
2. Оказывать помощь детям в выполнении творческих заданий, в процессе экспериментирования и опытов с песком.
3. Приобщать родителей к сотрудничеству с воспитателем и детьми через игры и занятия с песком;
Целевая аудитория (для кого предназначен):
Участники проекта (кто реализует):
дети средней группы: участвуют в познавательной, опытно – экспериментальной̆ деятельности;
воспитатель: организует совместную познавательную, опытно – экспериментальную деятельность, консультирование родителей;
родители: совместно с детьми проводят опыты и эксперименты в домашних условиях, делают поделки на тему проекта.
Ресурсное обеспечение:
1. Иллюстрации, коллекции, фотоальбомы.
2.Методический инструментарий: картотека игр, конспекты .
3. Экологический уголок (экспериментирование, опыты)
4.Подборка художественной литературы.
5.Материал для художественного творчества.
6.Подборка дидактических игр.
7.Подборка музыкальных композиций.
8. Видеотека с собранием познавательного материала по теме проекта.
Сроки реализации проекта: По продолжительности: краткосрочный (3недели)
Краткое содержание проекта(3 этапа):
Этапы работы | Мероприятия | Тема, материалы | Сроки выполнения | Ответственные |
Подготовительный | Определение темы проекта;Формулировка цели и определение задач;Обсуждение целей и задач с воспитателями, детьми, родителями.Подбор материалов по теме проекта (подбор наглядных материалов: фото – и видео материалов, мультимедийных презентаций, тематических картин и иллюстраций о насекомых, игрушек; подбор художественной и энциклопедической литературы, предварительное чтение рассказов, стихов, загадок по теме проекта и т.п.; подготовка материалов для организации продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления журналов, книжек-самоделок по теме проекта; материалы для изготовления творческих работ по теме проекта (картинки, трафареты, краски, глина, пластилин) и т.п.
Составление плана основного этапа проекта
|
Путешествие в мир насекомых. | 1-3 дня | Щуцкая Т.Е.-воспитатель, Гусева И.В.-воспитатель, |
Основной |
Направления и формы, выбранные для работы |
|||
Планируемая деятельность по образовательным областям:
Социально-коммуникативное развитиеФормирование основ безопасного поведения в природе: беседы с детьми на темы: «Осы и пчелы», «Держитесь подальше от гусениц», «Живые опасности», «Правила поведения при встрече с опасными насекомыми», «Почему нельзя ловить бабочек»;Воспитание бережного отношения к природе: ООД «Путешествие в царство насекомых».Составление рассказов о насекомых. Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» Познавательное развитиеПросмотр видео – фото-сюжетов, мультимедийных презентаций, иллюстраций на тему «Насекомые», «Строение и развитие насекомых»; Знакомство с видовым разнообразием насекомых (строение, место обитания, жизнедеятельности и т.д.); Рассматривание иллюстраций на тему: «Насекомые», чтение познавательной информации о каждом насекомом, выполнение развивающих заданий, проведение СОД Речевое развитиеРазучивание стихов, загадок, скороговорок, пословиц, песен, частушек о насекомых; Составление описательных загадок про насекомых; Чтение стихов, рассказов, потешек, рифмовок о насекомых; Сочинение стихов и сказок о насекомых. Чтение произведений: -К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище», Художественно-эстетическое развитие НОД по рисованию «Разноцветные бабочки»; НОД по лепке «Бабочка на листочке»; НОД по аппликации «Бабочки летают, бабочки порхают…»; Рисование по трафарету; Изготовление бабочек из бумаги, Оформление книжек – малышек; Пение песен и частушек о насекомых; Прослушивание музыкальных произведений. Физическое развитие Пальчиковые игры «Пчелки», «Улитка», «Улей», «Сороконожка», Божья коровка», «Светлячок-червячок», «Бабочка»; Подвижная игра «Мед и пчелы», «Паук и мухи»; Артикуляционная гимнастика «Оса»; Релаксация под звуки природы; Физкультминутка «Сороконожка»; Игра-перевоплощение «Если бы ты был бабочкой»; Зарядка для язычка «Цветы и насекомые», «Летняя прогулка»; Стихи с движениями «Прогулка» |
2 недели | Щуцкая Т.Е.-воспитатель, Гусева И.В.-воспитатель, | ||
Заключительный | Выводы по проекту:Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности.Дошкольники пополнили свои знания о внешнем виде, строении, многообразии насекомых, их повадках и местах обитания;
У дошкольников появилось желание самостоятельно заниматься творческой деятельностью. В процессе игры у детей развивались память, логическое мышление, речь, внимание, у них воспитывалось чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам. Выявлена тенденция активного участия родителей в реализации проекта и заинтересованности в процессе. Проведен досуг «История лягушки». |
1-3 дня | Щуцкая Т.Е.-воспитатель, Гусева И.В.-воспитатель,Кутузова Е.Г.-музыкальный руководитель. |
Продукт проекта: Игровой досуг «История лягушки». Настольные игры «Жучки в домике».