Проект: «Загадки космоса»
Авторы проекта: Митрофанова Т.В.,Труфанова О.В. – воспитатели Подготовительной группы.
Тип проекта: Познавательно – исследовательский
Групповой, среди детей подготовительной группы.
Участники: дети группы, воспитатели , родители
По длительности проведения: среднесрочный
Время проведения: с 04 апреля по 22 апреля
1.Проблема.
Дети старшего дошкольного возраста мало знакомы с космосом, хотя звёздное небо вызывает у детей множество вопросов. Зачастую взрослые не готовы дать ребёнку понятный ответ.
Проанализировав ситуацию в нашей группе, мы пришли к выводу, что наших воспитанников очень многое интересует в этом направлении и решили более глубоко внедриться в эту тему. Вместе с ребятами и с родителями, найти простые ответы на непростые детские вопросы.
Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития. При выявление первоначальных знаний детей о космосе, мы попросили ответить ребят на три вопроса: 1). Что вы знаете о космосе?
2). Что бы вы хотели узнать? 2). Где можно найти ответ на вопрос?
2.Актуальность.
Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Проект поможет научить добывать информацию из различных источников систематизировать и использовать полученные знания.
3.Цель проекта.
Ответить на вопросы воспитанников о космосе, сформировать у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми.
4.Задачи проекта (по участникам)
Дети.
- систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах ;
-дать представления о достижениях России в освоении космоса;
- расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (55-летием первого полета в космос);
- воспитание чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;
- расширить круг детского чтения , используя произведения художественной литературы героико-патриотического содержания , статьи из энциклопедических и познавательных изданий для детей;
- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;
- познакомить воспитанников с профессиями – изобретатель , конструктор, космонавт;
- расширить круг детского чтения , используя произведения художественной литературы, статьи из энциклопедических и познавательных изданий для детей по теме «Космос».
-развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности,
-расширять кругозор воспитанников , способствовать формированию целостной картины мира,
- воспитывать коммуникативные навыки , дружеские взаимоотношения;
-учить проявлять инициативу у детей в наблюдениях, опытах, рассуждениях, экспериментах.
Педагоги
-Составить единую, структурно-содержательную модель планирования работы педагогов и специалистов ДОУ по работе в проекте;
- Создать условия для накопления личного опыта воспитанников в образовательной среде;
-Подобрать дидактические материалы, иллюстрации, литературу, наглядные пособия, инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям;
-Обеспечить возможность самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности;
-Обогащать развивающую среду по теме реализуемого проекта;
-Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок, макетов, посещение памятных мест в городе, музеев, Планетария связанных с темой: «Космос и космонавты»;
-Привлекать родителей к совместному участию в проекте;
-Установить партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Родители
-Участвовать в совместной реализации проекта;
- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и детей в поиске ответов на детские вопросы о космосе;
- Оказывать посильную помощь детям в домашних условиях в поиске информации, посещение выставок , музеев , Планетария в рамках реализуемого проекта .
5. Этапы проекта
5.1 Организационный.
- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, презентации, тематические картинки, репродукции картин по темам, затрагиваемым проектом, настольно-дидактические игры по теме, картотека опытов, лото, картинки-пазлы, плакаты, энциклопедии, художественная литература, музыкальные произведения.
- Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, загадок, научных фактов по темам, затрагиваемым проектом.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления детьми творческих работ, книжек , лэпбука по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования.
- Оснащение развивающей среды:
- подобрать художественную, энциклопедическую, познавательную литературу по теме «Космос»;
- подобрать разные виды конструкторов ;
- подобрать или изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Конструктор ракеты», «Космонавт».
5.2. Планирование деятельности в проекте
Работая над проектом, воспитатели реализовывали задачи всех образовательных областей.
Познавательное развитие:
- уточнить и систематизировать знания детей о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах).
- познакомить и закрепить знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
- расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (55-летием первого полета в космос);
- познакомить детей с новыми профессиями: конструктор, изобретатель, космонавт
- развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;
Художественно эстетическое развитие:
- развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, картины;
- учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, передавать в рисунке характерные особенности предметов (космических кораблей, инопланетян, звезд, метеоритов, комет и т.д.);
- учить создавать фон для изображаемой картины разными изобразительными материалами, поощрять инициативу в выборе сюжета;
- развивать у детей творческую фантазию и воображение;
- продолжать развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности ( лепка, аппликация, рисование, оригами) .
Речевое развитие:
- обогащать словарь детей синонимами, антонимами, образовывать слова по образцу;
- содействовать активному использованию в речи разных типов предложений;
- учить вступать в диалог со взрослыми, по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать связную монологическую речь;
- развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
- знакомить с художественной литературой по теме проекта (стихи, рассказы известных писателей);
- активизировать и обогащать словарь детей по теме «Космос».
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- формировать умения находить способы решения творческих задач, достигать договоренности с другими участниками работы над проектом;
- воспитывать уважительное отношение к сверстникам и взрослым;
- воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
- создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр со сложной структурой игрового пространства;
- насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями.
Физическое развитие:
- продолжать обучать подвижным играм с правилами;
- развивать мелкую и крупную моторику;
- развивать координацию речи и движений;
- подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть здоровый, смелый человек;
- развивать навыки поведения, укрепляющего здоровье;
- обогащать представления о здоровом образе жизни.
Методы работы с детьми.
Словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения)
Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, слайдов , презентаций и пр.)
Интерактивные (экскурсии в музей Космонавтики, прогулки по известным улицам города, к памятникам космонавту Ю.А. Гагарину , посещение Планетария, компьютерные игры).
Практические (создание лэпбука- тематическая папка «Загадки космоса»)
Виды детской деятельности
Игровая
Коммуникативная
Познавательно-исследовательская
Восприятие художественной, энциклопедической литературы и музыки
Изобразительная
Конструирование
5.3 Заключительный
5.3.1. Ожидаемый результат:
У детей:
- сформированы представления о Солнечной системе и ее планетах ;
-расширены знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
-проявляют познавательную активность;
- могут применять разные технологии и материалы для создания творческих работ;
- увеличен словарный запас в рамках изученных тем .
У родителей:
- совместное участие с детьми в сборе полезной информации.
- оформление тематических книг «Ответы на детские вопросы о космосе», изготовление макетов «Путь в космос»
- посещение вне детского сада выставок, музеев, Планетария на тему «Космос».
У педагогов:
- разработан методический и практический материал по проекту;
- пополнены картотеки опытов, стихов и дидактических игр на данную тему;
- пополнена развивающая среда наглядными материалами и игровыми пособиями;
- привлечены родители к совместной реализации проекта.
Рефлексия проекта (выводы).
После проведения проектной деятельности мы можем наблюдать положительную динамику.
На основании итоговой диагностики, были сделаны следующие выводы:
-Систематизированы знания о Солнечной системе;
-Сформированы знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
- У детей сформирован интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;
- Расширен активный словарь воспитанников.
6. Продукт проекта
Тематическая интерактивная папка лэпбук «Загадки космоса»
Библиотека книг о космосе.