Методические рекомендации
по подготовке и проведению мастер – классов для педагогов декоративно – прикладного искусства.
Мастер – класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории.
Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам). По формам мастер – класс может быть проведен: с педагогами и для них без участия детей; с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов; для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки; для родителей и детей.
Мастер – класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.
Подготовка мастер-класса для педагогов ДПИ
1 Цели и задачи мастер – класса. Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например: вышивка, резьба по дереву или роспись по ткани). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер – класса.
Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера.
Мастер – классы для опытных педагогов, основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров – педагогов; такие мастер – классы можно проводить в рамках методических конференций.
Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер – класс.
Общие задачи мастер-класса для педагогов:
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
- повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов; распространение передового педагогического опыта;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания.
Конкретные задачи мастер-класса – технологические и методические – определяет его тематика. Например: преподавание простых приемов оригами на уроках технологии в младших классах (на примерах фигурок животных, технических объектов, цветов и т. д. – в зависимости от выбранной темы). Все поставленные на мастер-классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.
2 Тема мастер – класса
После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика). Можно провести серию мастер-классов с использованием принципиально разных технологий и материалов, объединенных изготовлением различных видов изделия определенного типа. Например: Серия «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами вышивки крестом, чеканки, бумагопластики, аппликации из природных материалов и т.д. в зависимости от возможностей и опыта педагога, проводящего мастер – классы.
Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
3 План мастер – класса
Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей (читателей) с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Теоретическая часть мастер – класса для педагогов ДПИ включает в себя технологическую и методическую части: Технологическая часть: • Демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини – выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например: различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер-классе технологических приемов. • Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним. • Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компью-терную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия. Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми.
Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:
• Возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности.
• Организация занятий по данной технологии в детском коллективе.
• Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в школе или УДО в классах, не оснащенных специальным оборудованием (например, ткацкими станками).
• Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам.
• Хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано.
Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Можно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.
Практическая часть
Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!) время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т.д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик). Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.
Подведение итогов
Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).
Данный материал взят из интернет-источников. Блог Жбанова Александра Семеновича.
(http://ped-kopilka.ru/blogs/jbanov-aleksandr/rekomendaci-dlja-koleg.html)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Организация познавательно – исследовательской деятельности»
Организуя познавательно-исследовательскую деятельность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования, научной обоснованности и практической применимости , принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой из которых является игра, позволило нам решить программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей .
Необходимым условием , определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого , материал строиться не в виде готовых знаний , а в виде проблем , побуждающих к самостоятельному поиску. Таким образом самостоятельные «открытия» детей , разрешающие проблемные ситуации , выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.
ЦЕЛЬ
Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:
- сенсорное развитие;
- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
- формирование элементарных математических представлений;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
- развитие у детей познавательных интересов, любознательности , активности , способности самостоятельно действовать в повседневной жизни.
УСЛОВИЯ
1. Работа организуется с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;
2. Совместная деятельность воспитателя с детьми в комнате познавательного развития организуется один раз в неделю: с детьми младшего и среднего дошкольного возраста по 15—20 минут, с детьми старшего дошкольного возраста по 25—30 минут.
МЕТОДЫ И ФОРМЫ
Используются следующие методы :
- беседа ;
- наблюдение ;
- экспериментирование
Формы проведения
1. Игра – Эксперимент
Структура проведения игры-экспериментирования:
• постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
• выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
• проверка гипотез;
• подведение итогов, вывод;
• фиксация результатов;
• вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
• внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
• тайна, сюрприз;
• мотив помощи;
• познавательный мотив (почему так?);
• ситуация выбора.
2. Игра – Путешествие
3. Экскурсия
Работа в кабинете познавательного развития начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения.
После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель воды чернеет и многое другое. Главное не торопиться с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.
Можно прислать в группу книгу или подсказку, либо спросить папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи.
Необходимое оборудование
1) Зеркало
2) Столы
3) Большая меловая доска
4) Магнитная доска
5) Мольберт
6) Детские халаты , клеенчатые фартуки , полотенца ,
7) Контейнеры для хранения и работы с различными материалами
Классификационные таблицы
9) Стойки или емкости для хранения коллекций
10) Глобус и большая физическая карта полушарий
11) Карта-панно ( обозначающую «реку времени» )
11) Карточки – схемы проведения экспериментов
12) Правила работы с материалом. условные обозначения , разрешающие и запрещающие знаки.
Материал для организации работы
Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема ( стаканы . ковшики , миски , бутылочки); мерные ложки ; сита и воронки разного материала и объема ; резиновые груши разного объема ; половинки мыльниц , формы для изготовления льда , пластиковые упаковки от конфет ; резиновые перчатки ; пипетки с закругленными концами , пластиковые шприцы без игл ; соломка для коктейля ; пищевые красители , растворимые продукты ( сахар , соль ) ; взбивалка , деревянная лопатка , шпатели . палочки от мороженого ; природный материал ( емкости с землей , глиной , песком , водой) ; технические материалы ( гайки , болты) в контейнерах , бросовый материал ( кожа , поролон , пенопласт , коробки и пр. ) ; прихватки , пинцеты с закругленными концами ; увеличительные стекла , микроскоп , пробирки ; рулетка , портновский метр , линейка , треугольник , часы механические , песочные ; свеча в подсвечнике ; календари ( отрывные , перекидные ) бумага для записей , зарисовок ; степлер , дырокол , ножницы ; тальк , детский крем.
НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Работа в кабинете познавательного развития строится по четырем культурно-смысловым контекстам – типам исследования :
1. опыты - освоение причинно-следственных связей и отношений;
2. коллекционирование (классификация) - освоение родовидовых отношений;
3. путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);
4. путешествие по «реке времени» -освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему).
Отправной точкой для развертывания каждого культурно-смыслового контекста может послужить любое интересное событие, но есть некоторые предпочтения.
Так, для опытов и классификационной работы имеет смысл обратиться к событиям, реально происходящим в природе, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита, коллекции минералов и т.п.).
Воображаемые события (из художественных текстов) целесообразно использовать как отправной момент для «путешествий» – по карте и по «реке времени». Хотя и здесь нельзя исключить возможности использования реального события (к примеру, Олимпийские игры в Австралии как повод для путешествия в эту страну-континент) или смоделированного (внесение старинной керосиновой лампы или перьевой ручки как повод для «путешествия» в прошлое).
Например, занятие в контексте «опыты» воспитатель может начать с привлечения внимания детей «интригующим» материалом или демонстрацией необычного эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования). Затем детям предоставляется возможность свободно поэкспериментировать самим (для этого нужно иметь несколько наборов материала, по крайней мере, один на 3-4 человека). Обсудив полученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается. Результатом таких экспериментов будет формулирование каких-либо причинно-следственных связей (если.., то…; потому.., что…). Один из наборов материала должен остаться после занятия в групповом помещении в специально отведенном месте, где им можно было бы воспользоваться. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все новыми материалами для экспериментирования, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердиться в своих представлениях.
В контексте «коллекционирование (классификация) цель исследовательской работы взрослого с детьми заключается в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, животных, минералов и т.п.). В зависимости от темы это могут быть реальные предметы (например, образцы минералов) или вырезки-картинки (изображения животных, транспорта и т.п.). Воспитатель и дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсуждения-рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал размещается в заранее приготовленной классификационной таблице.
Это может быть большой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым именем» сравниваемых объектов и пустыми графами, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт -воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети.
Если исследовались реальные предметы (например, засушенные листья для гербария, образцы минералов и т.п.), они размещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их картинки или просто ярлычки с названиями этих предметов (надписи дети могут сделать с помощью воспитателя).
Классификационная таблица на занятии заполняется лишь отчасти и помещается в групповой комнате. Оставшиеся в ней «пустоты» дети могут заполнить, найдя подходящие иллюстрации дома. «Продолженная» жизнь таблицы поддерживает интерес к теме и служит поводом для ее обсуждения с детьми вне занятий.
Для контекста «путешествие по карте» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для современного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу.
Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айболита, и т.п.), подходящий для путешествия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.
Такое путешествие – повод для того, чтобы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.п. В такой форме дети легко осваивают природные и культурные метки-символы частей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т.п.).
Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (пли заготовленная воспитателем на листах ватмана большая контурная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» – заполняется линиями пройденных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным трудом). Эта карта, фиксирующая приобретенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, чтобы дети могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.
Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта-панно. Это длинный бумажный лист (можно использовать обои), на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», символизирующая линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль «реки времени» намечается несколько условных «остановок», например: «древность» – «старина» – «наше время» (в соответствии с историческими эпохами: древний мир, средневековье, современность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – лаконичные «метки» каждой «остановки». Такими символами-метками могут быть изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра; жители средневековой крепости; обитатели современного города).
В качестве отправного момента для всего цикла «путешествий во времени» можно использовать события, происходящие в повести-сказке Д. Биссета «Путешествие дядюшки Тик-Так» (предварительно прочитав ее детям)2. Воспитатель демонстрирует детям заготовленное панно с первоначальными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке времени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»
Начать следует с самого доступного для дошкольника – обсуждения, в каких жилищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше – в «старину», и еще раньше – в «древности». Из множества заранее подготовленных иллюстраций-вырезок выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», дополняя первые «метки». В следующих «путешествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д., широко используя красочные книги познавательного характера, обращаясь к художественным текстам (С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса»; С. Баруздин «Сказка о трамвае»; Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и т.п.).
Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться – заполняться соответствующим иллюстративным материалом. Там, где это возможно, следует подкрепить рассказ воспитателя и обсуждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в действии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.п.).
Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следует найти постоянное место на стенах группового помещения, чтобы в свободное время ребенок мог подойти и «поработать» с ними; все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возможность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальнейших «исследований». Заполненные классификационные таблицы желательно подшивать в большую папку и хранить ее в месте, доступном для каждого ребенка. Из принесенных детьми старинных или экзотических вещей, коллекций можно организовать собственный «музей», снабдив экспонаты ярлычками – надписями.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Возможны два варианта планирования совместной деятельности с детьми в течение года:
Первый вариант - последовательное движение от опытов, связанных с практическим действием, и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени» (уровень образно-символических действий).
Второй вариант - мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей. Например, от опытов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во времени (история транспорта), к путешествию по карте (по водным пространствам Земли – океанам), далее к классификации обитателей водных пространств, снова к опытам – с водными потоками и т.д.
Для выстраивания ассоциативной цепи используются различные отправные точки. Это могут быть события, происходящие в данный момент времени в природе, в социальной жизни, в читаемых детям художественных текстах, или специально смоделированные воспитателем (например, внесение неизвестного детям предмета -старинного или экзотического и т.п.).
Такой вариант подбора содержаний позволяет не только «подстраиваться» под сезонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагировать на актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмотрены программой.
Для младшего возраста рекомендуется использование только двух направлений – опыты в виде игр и коллекционирование
ПРИМЕРНОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ
МЛАДШЕ – СРЕДНИЙ ВОЗРАСТ
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
ОПЫТЫ ( примерные варианты) |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ |
СЕНТЯБРЬ |
ВОДА |
«Веселое путешествие» «Веселые кораблики» «Ветерок гоняет волны»
|
Емкости разной формы и размера , мелкие игрушки , бросовый материал , лодочки , кораблики |
ЖИВОТНЫЕ |
«Кошкина шуба» «Мой и кошкин язык» «Кошка умывается» |
Кусочек меха , веревка , вата , карандаш, пилочка для ногтей |
|
ОКТЯБРЬ |
ПЕСОК |
«Лепим колобки» «Делаем фигурки» «Делаем дорожки и узоры» |
Песок сухой и мокрый , формочки , лопатки, бумага, лейка, ведро, сито |
ВОЗДУХ |
«Опыт с полиэтиленовыми мешками» |
полиэтиленовые мешки |
|
ВОДА |
«Вот какая пена» «Разноцветная вода» «Ловкие пальчики» |
Емкости с водой, цветная гуашь , шампунь , губки разного цвета и формы |
|
НОЯБРЬ |
ВОДА |
«Бульбочки» |
Большая емкость с водой , резиновые игрушки , бутылочки |
ВОЗДУХ |
«Летает – не летает» |
Воздушные шарики , перышки , листья |
|
ДЕКАБРЬ |
ВОДА |
«Цветной снег» «Волшебные узоры» ( рассматривание снежинок) |
Краски , мелкие игрушки , лупа |
КАМНИ |
«Каждому камешку свой дом» «Разбор камней по величине» |
Камни разные по величине и цвету |
|
ЯНВАРЬ |
ВОДА |
«Игры со снегом» «Льдинки» «Куда спряталась снежинка» |
Снег , лед |
ВОЗДУХ |
«Опыт с плотно закрытой крышкой банкой с водой» «Опыт с губкой» |
Банки с крышками , вода , губка |
|
ФЕВРАЛЬ |
ВОДА – СНЕГ |
«Снег – одеяло» |
Снег , одеяло |
ПЕСОК |
«Песок с водой» «Пересыпание песка» |
Песок , емкости , вода |
|
МАРТ |
ПЕСОК |
«Мокрый песок» «Песочные часы» «Песок может двигаться» |
Песок , пластиковые бутылки , вода , песочные часы , поднос |
РАСТЕНИЯ |
«Посадка лука» |
Луковицы , банки , песок , земля |
|
АПРЕЛЬ |
РАСТЕНИЯ |
«Срезанные ветки» «Проращивание семян» |
Срезанные ветки растений , овес , блюдца |
ПЕСОК |
«Рассматривание песка под лупой» «Нагревание песка под лампой» |
Песок , лупа , настольная лампа |
|
МАЙ |
ПОЧВА |
«Такая разная земля» «Земля после дождя» |
Земля , вода |
ВОДА |
«Измеряем дождь» «Очищение воды» |
Емкости для воды , фильтры |
|
ВОЗДУХ |
«Опыт с резиновыми игрушками» «Опыт с соломинкой» «Реактивные шары» |
Резиновые игрушки , воздушные шары , емкости с водой |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ
СТАРШИЙ ВОЗРАСТ
МЕСЯЦ |
ТЕМА |
ОПЫТЫ ( примерные варианты) |
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ |
СЕНТЯБРЬ |
ВОДА |
«Вода меняет форму» «Сила воды» «Впитывание воды» «Испарение» |
Тарелки , тазы , стаканы , земля , песок , стекло , цветочный горшок , емкости разного размера и формы |
РАСТЕНИЯ |
«Потребность растений в воде» |
Комнатные растения |
|
ПОЧВА |
«Состояние почвы» |
Земля , песок , лед из холодильника |
|
ОКТЯБРЬ |
ВОЗДУХ |
«Как обнаружить ветер» «Воздух вокруг нас» «Свойства воздуха» |
Резиновые игрушки , воздушные шарики, свеча , бумага , полиэтиленовые пакеты |
РАСТЕНИЯ |
«Различные потребности комнатных растений во влаге , свете , тепле» |
Комнатные растения в горшках , лампа , вода |
|
ПОЧВА , ПЕСОК |
«Песок может двигаться ( песчаный конус)» «Свойства рассеянного песка» «Своды и тоннели» «Свойства мокрого песка» «Песочные часы» |
Бутылки , песок , подносы , вода , модели |
|
НОЯБРЬ |
МАГНИТЫ |
«Знакомство с магнитом» «Сила притяжения» «Притягивание через предметы( бумага , фанера , железо , пластмасса) |
Магниты разной величины , бумага , картон , фанера , ткань , бросовый материал , план группы , модели |
ПОЧВА |
«Состав почвы ( песок с водой , глина с водой , земля с водой)» «Водопроницаемость песка и земли» «Как происходит загрязнение почвы» «В почве есть воздух» «В какой почве больше воздуха» |
Глина , земля , песок , емкости для воды , модели |
|
ДЕКАБРЬ |
ЗВУК |
«Опыты с линейкой и проволокой» Спичечный телефон» «Извлечение звуков из стаканов , наполненных разным количеством воды» |
Проволока , линейки , спичечные коробки , стаканы , вода |
ВОДА |
«Защитные свойства снега» «Впитывание воды» «Определение причины разных состояний воды» «Испарение воды» |
Снег , красная гуашь , лед |
|
РАСТЕНИЯ |
«Разная потребность растений во влаге» |
Комнатные растения , вода |
|
ЯНВАРЬ |
ВОДА |
«Снег и лед , вода , изменившаяся свое состояние под воздействием низкой температуры» «Что тяжелее : снег в воде или земля в воде» «Скорость таяния льда в зависимости от температуры» «Плавучесть : испытание разных форм» «Игры с лодками»
|
Снег , вода , лед , емкости для воды , различный бросовый материал , лодки с парусами из пенопласта различной формы |
РАСТЕНИЯ |
«Необходимость влаги для роста растений» «Посадка семян» |
Семена злаковых растений , блюдца , вода |
|
ФЕВРАЛЬ |
СОЛНЦЕ |
«Солнечные зайчики в тени и на свету» «Измерение тени взрослого и ребенка» «Снег тает вокруг стволов на освещенных участках» «Деревья зимой «загорают» |
Зеркала , линейки , фанерный щит , бумага , бинт |
РАСТЕНИЯ |
«Необходимость света для роста растений» |
Стеклянные банки , луковицы , семена злаковых растений , блюдца , земля |
|
МАРТ |
ВОДА |
«Замерзание пара на металлических предметах» «Смешивание воды» «Как разделить смеси» «Растворы» «Волшебный стаканчик» «Вода течет вверх» «Поднимающаяся вода» |
Чайник , гуашь разного цвета , соль , сахар , масло подсолнечное , фильтры из бумаги , ткани , из песка. Стаканчики из – под йогурта , резиновая трубка |
РАСТЕНИЯ |
«Вверх по стеблю сельдерея» «Рост овса в зависимости от освещения» |
Стакан , стебель сельдерея , красная гуашь , овес , земля |
|
АПРЕЛЬ |
ВОЗДУХ |
«Сила ветра и воды ( кораблики с разными парусами) |
Деревянные кораблики с различными по форме парусами Ю емкости с водой |
ВОДА |
«Маленькие айсберги» «Рассматривание предметов сквозь воду» «Измерение объема воды в разных сосудах» «Измерение глубины воды различными мерками» |
Сосуды с водой разного объема , бросовый материал , линейки , палки , мелкие игрушки , лед |
|
МАЙ |
РАСТЕНИЯ |
«Зависимость развития растения от солнечного освещения» «Как выглядит солнце» «Расстояние от земли до луны» «Солнечные часы» |
Комнатные растения , песочные часы , палочки , песок , модель солнечной системы |
ПОЧВА |
«Домашняя засуха» |
Горшки с землей , вода |
|
ВОЗДУХ |
«Как увидеть воздух» «Буря в стакане» «Мыльные пузыри» «Воздух при нагревании расширяется Ю а при охлаждении сжимается» |
Сосуды разной формы , прозрачные , стаканы , соломинки , мыльный раствор , холодильник |
|
СВЕТ – ТЕНЬ |
«Картины нарисованные тенью» |
Мелки разного цвета |
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
ПО КОНТЕКСТАМ
ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Опыты (экспериментирование) |
Коллекционирование |
Состояния и превращения вещества. |
(классификация) |
Движение воздуха, воды. |
Виды растений. |
Свойства почвы и минералов. |
Виды животных. |
Условия жизни растений. |
Виды строительных сооружений. |
Свет и цвет в природе (оптические |
Виды транспорта. |
эффекты). |
Виды профессий и т.д. |
Простейшие механические устройства и т.д. |
|
Путешествие по «реке времени» |
|
Путешествие по карте |
Прошлое и настоящее человечества |
Стороны света. |
(историческое время) в «метках» |
Рельефы местности. |
материальной цивилизации: |
Природные ландшафты и их обитатели. |
история жилища и бытоустройства; |
Части света, их природные и культурные |
история транспорта; |
«метки-символы и т.д. |
история почты; |
история письменности (книги); |
|
история профессий и т.д. |
|