МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

«Организация познавательно – исследовательской деятельности»

 Организуя  позна­вательно-исследовательскую деятель­ность , мы постарались учесть принципы , сформулированные в федеральных требованиях : принцип развивающего образования,  научной обоснованности и практической применимости , принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной формой из которых является игра, позволило нам решить  программные образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей .

Необходимым условием , определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого ,  материал строиться не в виде готовых знаний , а в виде проблем , побуждающих к самостоятельному поиску. Таким образом самостоятельные «открытия» детей , разрешающие проблемные ситуации , выявляют существенные признаки предметов и явлений окружающего мира и создают условия для дальнейшего продвижения вперед.

 

ЦЕЛЬ

Развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

- развитие у детей познавательных интересов, любознательности , активности , способности самостоятельно действовать в повседневной жизни.

 

УСЛОВИЯ

1. Работа организуется  с детьми малыми группами (по 6—8 человек) по интересам;

2.  Совместная деятельность воспитателя с детьми в комнате познавательного развития  организуется один раз в неделю: с детьми младшего и сред­него дошкольного возраста по 15—20 минут, с детьми старше­го дошкольного возраста по 25—30 минут.

 

МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Используются следующие методы :

   -    беседа ;

    -   наблюдение ;

    -   экспериментирование

 

Формы проведения

1. Игра – Эксперимент

Структура проведения игры-экспериментирования:

    постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);

    выдвижение  предположений,  отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

    проверка гипотез;

    подведение итогов, вывод;

    фиксация результатов;

    вопросы детей.

Для положительной мотивации деятельности дошкольни­ков используются различные стимулы:

    внешние стимулы (новизна, необычность объекта);

    тайна, сюрприз;

    мотив помощи;

    познавательный мотив (почему так?);

    ситуация выбора.

2. Игра – Путешествие

3. Экскурсия

 

Работа в кабинете познавательного развития  начинается с экскурсии, где дети знакомятся с оборудованием и правилами поведения.

После проведения экспериментов у детей возникает множество вопросов (особенно у старших дошкольников), в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издается звук в телевизоре, почему очищенный картофель воды чернеет и многое другое. Главное не торопиться  с ответом, а способствовать тому, чтобы дети нашли его самостоятельно.

Можно прислать в группу книгу или подсказку, либо спросить папы и мамы, а затем рассказать всем детям, но некоторые детские вопросы могут стать темами очередной встречи.

 

Необходимое оборудование

 

1) Зеркало

2) Столы

3) Большая меловая доска

4) Магнитная доска

5) Мольберт

6) Детские халаты , клеенчатые фартуки , полотенца ,

7) Контейнеры для хранения и работы с различными материалами

8) Клас­сификационные таблицы

9) Стойки или емкости для хранения коллекций

10) Глобус и большая физическая карта полушарий

11) Карта-панно ( обозначающую «реку времени» )

11) Карточки – схемы проведения экспериментов

12) Правила работы с материалом. условные обозначения , разрешающие и  запрещающие  знаки.

Материал для организации  работы

 

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема ( стаканы . ковшики , миски , бутылочки); мерные ложки ; сита и воронки разного материала и  объема ; резиновые груши разного объема ; половинки мыльниц , формы для изготовления льда , пластиковые упаковки от конфет ; резиновые перчатки ; пипетки с закругленными концами , пластиковые шприцы без игл ;  соломка для коктейля ; пищевые красители , растворимые продукты ( сахар , соль ) ; взбивалка , деревянная лопатка , шпатели . палочки от мороженого ; природный материал ( емкости с землей , глиной , песком , водой) ; технические материалы ( гайки , болты) в контейнерах  , бросовый материал ( кожа , поролон , пенопласт , коробки и пр. ) ; прихватки , пинцеты с закругленными концами ; увеличительные стекла , микроскоп , пробирки ; рулетка , портновский метр , линейка , треугольник , часы механические , песочные ; свеча в подсвечнике ; календари ( отрывные , перекидные ) бумага для записей , зарисовок ; степлер , дырокол , ножницы ; тальк , детский крем.

 

НАПРАВЛЕНИЯ  И СОДЕРЖАНИЕ  РАБОТЫ

Работа  в кабинете познавательного развития  строится по четырем культурно-смысловым контекстам – типам исследования :

1.  опыты - освоение причинно-следст­венных связей и отношений;

2. коллекционирование (классифи­кация) - освоение родовидовых отноше­ний;

3. путешествие по карте - освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира);

4. путешествие по «реке времени» -освоение временных отношений (пред­ставления об историческом времени – от прошлого к настоящему).

Отправной точкой для развертывания каждого культурно-смыслового контекста может послужить любое интересное собы­тие, но есть некоторые предпочтения.

Так, для опытов и классификацион­ной работы имеет смысл обратиться к со­бытиям, реально происходящим в приро­де, в социальной жизни, или специально смоделированным (например, внесение магнита, коллекции минералов и т.п.).

Воображаемые события (из художест­венных текстов) целесообразно использо­вать как отправной момент для «путешест­вий» – по карте и по «реке времени». Хотя и здесь нельзя исключить возможности ис­пользования реального события (к приме­ру, Олимпийские игры в Австралии как повод для путешествия в эту страну-континент) или смоделированного (внесение старинной керосиновой лампы или перье­вой ручки как повод для «путешествия» в прошлое).

Например, занятие в контексте «опы­ты» воспитатель может начать с привлече­ния внимания детей «интригующим» ма­териалом или демонстрацией необычного эффекта (все это должно происходить в ситуации свободного, непринужденного размещения участников вокруг предмета исследования). Затем детям предоставля­ется возможность свободно поэксперимен­тировать самим (для этого нужно иметь несколько наборов материала, по крайней мере, один на 3-4 человека). Обсудив по­лученный эффект, можно несколько раз поменять условия опыта и посмотреть, что из этого получается. Результатом таких экспериментов будет формулирование ка­ких-либо причинно-следственных связей (если.., то…; потому.., что…). Один из на­боров материала должен остаться после занятия в групповом помещении в специ­ально отведенном месте, где им можно бы­ло бы воспользоваться. Постепенно этот уголок-лаборатория наполняется все но­выми материалами для экспериментирова­ния, поддерживая интерес детей, позволяя им вновь воспроизвести опыт и утвердить­ся в своих представлениях.

В контексте «коллекционирование (классификация) цель исследователь­ской работы взрослого с детьми заключа­ется в поиске оснований для группировки, систематизации какого-либо множества однородных объектов (растений, живот­ных, минералов и т.п.). В зависимости от темы это могут быть реальные предметы (например, образцы минералов) или вы­резки-картинки (изображения животных, транспорта и т.п.). Воспитатель и дети ищут черты сходства и различия между объектами, нащупывают в ходе обсужде­ния-рассуждения возможные основания для их группировки. Затем материал раз­мещается в заранее приготовленной клас­сификационной таблице.

Это может быть большой лист ватмана с обозначенным вверху «родовым именем» сравниваемых объектов и пустыми графа­ми, в которые в ходе обсуждения будут вписываться названия видов объектов в соответствии с найденными основаниями классификации (например, транспорт -воздушный, водный, наземный). В работе принимают участие все дети.

Если исследовались реальные предметы (например, засушенные листья для герба­рия, образцы минералов и т.п.), они раз­мещаются в подходящие емкости в виде коллекции, а на классификационную таблицу прикрепляются замещающие их кар­тинки или просто ярлычки с названиями этих предметов (надписи дети могут сде­лать с помощью воспитателя).

Классификационная таблица на занятии заполняется лишь отчасти и помещается в групповой комнате. Оставшиеся в ней «пу­стоты» дети могут заполнить, найдя подхо­дящие иллюстрации дома. «Продолжен­ная» жизнь таблицы поддерживает инте­рес к теме и служит поводом для ее обсуж­дения с детьми вне занятий.

Для контекста «путешествие по кар­те» в качестве материала нужны глобус и большая физическая карта полушарий, которые служат наглядно-графическими заместителями целостного «пространства мира». Эти предметы не экзотичны для со­временного старшего дошкольника. Они естественным образом входят в его жизнь через средства массовой коммуникации и познавательную литературу.

Начиная воображаемое путешествие, воспитатель и дети обсуждают и выбирают пункт назначения (отправиться ли на этот раз в Австралию, на родину кенгуру, или на реку Лимпопо, по следам доктора Айбо­лита, и т.п.), подходящий для путешест­вия вид транспорта, намечают маршрут (выбирают возможные пути) на глобусе, «прокладывают» его цветным маркером на карте, высказывают предположения о том, что может встретиться в пути.

Такое путешествие – повод для того, что­бы сравнить растительный и животный мир разных уголков Земли, узнать, как живут там люди, чем занимаются и т.п. В такой форме дети легко осваивают при­родные и культурные метки-символы час­тей света (например, для Австралии это могут быть кенгуру и бумеранг и т.п.).

Постепенно в ходе таких занятий карта полушарий (пли заготовленная воспитате­лем на листах ватмана большая контур­ная карта, раскрашенная вместе с детьми) «оживает» – заполняется линиями прой­денных маршрутов, маленькими вырезками-«метками» частей света (животные, растения, люди, занятые типичным тру­дом). Эта карта, фиксирующая приобре­тенные представления, как и классификационные таблицы, остается в группе, что­бы дети могли продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении.

Для «путешествий во времени» также нужна своего рода карта-панно. Это длин­ный бумажный лист (можно использовать обои), на котором прямой полосой синего цвета обозначается «река времени», симво­лизирующая линейное движение истори­ческого времени: от прошлого к настояще­му. Вдоль «реки времени» намечается не­сколько условных «остановок», например: «древность» – «старина» – «наше время» (в соответствии с историческими эпохами: древний мир, средневековье, современ­ность). Воспитатель заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – лако­ничные «метки» каждой «остановки». Та­кими символами-метками могут быть изо­бражения человека в типичной для исто­рической эпохи среде (например, кочевни­ки у костра; жители средневековой крепо­сти; обитатели современного города).

В качестве отправного момента для все­го цикла «путешествий во времени» можно использовать события, происходящие в по­вести-сказке Д. Биссета «Путешествие дя­дюшки Тик-Так» (предварительно прочи­тав ее детям)2. Воспитатель демонстрирует детям заготовленное панно с первоначаль­ными «метками» остановок и предлагает попутешествовать в прошлое по «реке вре­мени», задавшись вопросом: «Что бы мы там увидели?»

Начать следует с самого доступного для дошкольника – обсуждения, в каких жи­лищах мы живем сейчас и в каких обитали люди раньше – в «старину», и еще раньше – в «древности». Из множества заранее подготовленных иллюстраций-вырезок выбираются подходящие и наклеиваются на соответствующих «остановках», допол­няя первые «метки». В следующих «путе­шествиях» можно перейти к истории быта, транспорта, профессий, письменности и т.д., широко используя красочные книги познавательного характера, обращаясь к художественным текстам (С. Маршак «Вчера и сегодня», «Колеса»; С. Баруздин  «Сказка о трамвае»; Р. Киплинг «Кошка, которая гуляла сама по себе», «Как было написано первое письмо» и т.п.).

Остановки на «реке времени» от занятия к занятию должны обживаться – запол­няться соответствующим иллюстративным материалом. Там, где это возможно, следу­ет подкрепить рассказ воспитателя и об­суждение не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать их в дей­ствии (удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером, перьевой ручкой и чернильницей и т.п.).

Для классификационных таблиц, карты полушарий и панно «река времени» следу­ет найти постоянное место на стенах груп­пового помещения, чтобы в свободное вре­мя ребенок мог подойти и «поработать» с ними; все они «открыты» для дополнения детьми по собственной инициативе. Эти материалы должны быть мобильны: на очередном занятии надо иметь возмож­ность снять их со стены, расположить на полу или на большом столе для дальней­ших «исследований». Заполненные класси­фикационные таблицы желательно под­шивать в большую папку и хранить ее в месте, доступном для каждого ребенка. Из принесенных детьми старинных или экзо­тических вещей, коллекций можно орга­низовать собственный «музей», снабдив экспонаты ярлычками – надписями.

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

 

Возможны два варианта планирова­ния совместной деятельности с детьми  в течение года:

 

Первый вариант - последовательное движение от опытов, связанных с практи­ческим действием, и классификационной работы к путешествиям по карте и «реке времени» (уровень образно-символичес­ких действий).

Второй вариант - мозаичное движение по разным контекстам с использованием ассоциативных связей. Например, от опы­тов с движением воздуха к классификации видов транспорта, к путешествию во вре­мени (история транспорта), к путешест­вию по карте (по водным пространствам Земли – океанам), далее к классификации обитателей водных пространств, снова к опытам – с водными потоками и т.д.

Для выстраивания ассоциативной цепи используются различные отправные точки. Это могут быть события, происходящие в данный момент времени в природе, в соци­альной жизни, в читаемых детям художе­ственных текстах, или специально смоде­лированные воспитателем (например, внесение неизвестного детям предмета -старинного или экзотического и т.п.).

Такой вариант подбора содержаний поз­воляет не только «подстраиваться» под се­зонные явления и праздники (как обычно бывает на практике), но и гибко реагиро­вать на актуальные события в детской жизни, которые не могут быть предусмот­рены программой.

Для младшего возраста рекомендуется использование  только двух  направлений – опыты в виде игр и коллекционирование

ПРИМЕРНОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ

МЛАДШЕ – СРЕДНИЙ  ВОЗРАСТ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ОПЫТЫ

( примерные варианты) 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

СЕНТЯБРЬ

ВОДА

«Веселое путешествие»

«Веселые кораблики»

«Ветерок гоняет волны»

 

Емкости разной формы и размера , мелкие игрушки , бросовый материал , лодочки , кораблики

ЖИВОТНЫЕ

«Кошкина шуба»

«Мой и кошкин язык»

«Кошка умывается»

Кусочек меха , веревка , вата , карандаш, пилочка для ногтей

ОКТЯБРЬ

ПЕСОК

«Лепим колобки»

«Делаем фигурки»

«Делаем дорожки и узоры»

Песок сухой и мокрый , формочки , лопатки, бумага, лейка, ведро, сито

ВОЗДУХ

«Опыт с полиэтиленовыми мешками»

полиэтиленовые мешки

ВОДА

«Вот какая пена»

«Разноцветная вода»

«Ловкие пальчики»

Емкости с водой, цветная гуашь , шампунь , губки разного цвета и формы

НОЯБРЬ

ВОДА

«Бульбочки»

Большая емкость с водой , резиновые игрушки , бутылочки

ВОЗДУХ

«Летает – не летает»

Воздушные шарики , перышки , листья

ДЕКАБРЬ

ВОДА

«Цветной снег»

«Волшебные узоры»

( рассматривание снежинок)

Краски , мелкие игрушки , лупа

КАМНИ

«Каждому камешку свой дом»

«Разбор камней по величине»

Камни разные по величине и цвету

ЯНВАРЬ

ВОДА

«Игры со снегом»

«Льдинки»

«Куда спряталась снежинка»

Снег , лед

ВОЗДУХ

«Опыт с плотно закрытой крышкой банкой с водой»

 «Опыт с губкой»

Банки с крышками , вода , губка

ФЕВРАЛЬ

ВОДА – СНЕГ

«Снег – одеяло»

Снег , одеяло

ПЕСОК

«Песок с водой»

«Пересыпание песка»

Песок , емкости , вода

МАРТ

ПЕСОК

«Мокрый песок»

«Песочные часы»

«Песок может двигаться»

Песок , пластиковые бутылки , вода , песочные часы , поднос

РАСТЕНИЯ

«Посадка лука»

Луковицы , банки , песок , земля

АПРЕЛЬ

РАСТЕНИЯ

«Срезанные ветки»

«Проращивание семян»

Срезанные ветки растений , овес , блюдца

ПЕСОК

«Рассматривание песка под лупой»

«Нагревание песка под лампой»

Песок , лупа , настольная лампа

МАЙ

ПОЧВА

«Такая разная земля»

«Земля после дождя»

Земля , вода

ВОДА

«Измеряем дождь»

«Очищение воды»

Емкости для воды , фильтры

ВОЗДУХ

«Опыт с резиновыми игрушками»

«Опыт с соломинкой»

«Реактивные шары»

Резиновые игрушки , воздушные шары , емкости с водой

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОПЫТОВ

СТАРШИЙ  ВОЗРАСТ

МЕСЯЦ

ТЕМА

ОПЫТЫ

( примерные варианты) 

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТОВ

СЕНТЯБРЬ

ВОДА

«Вода меняет форму»

«Сила воды»

«Впитывание воды»

«Испарение»

Тарелки , тазы , стаканы , земля , песок , стекло , цветочный горшок , емкости разного размера и формы

РАСТЕНИЯ

«Потребность растений в воде»

Комнатные растения

ПОЧВА

«Состояние почвы»

Земля , песок , лед из холодильника

ОКТЯБРЬ

ВОЗДУХ

«Как обнаружить ветер»

«Воздух вокруг нас»

«Свойства воздуха»

Резиновые игрушки , воздушные шарики, свеча , бумага , полиэтиленовые пакеты

РАСТЕНИЯ

«Различные потребности комнатных растений во влаге , свете , тепле»

Комнатные растения в горшках , лампа , вода

ПОЧВА , ПЕСОК

«Песок может двигаться ( песчаный конус)»

«Свойства рассеянного песка»

«Своды и тоннели»

«Свойства мокрого песка»

«Песочные часы»

Бутылки , песок , подносы , вода , модели

НОЯБРЬ

МАГНИТЫ

«Знакомство с магнитом»

«Сила притяжения»

«Притягивание через предметы( бумага , фанера , железо , пластмасса)

Магниты разной величины , бумага , картон , фанера , ткань , бросовый  материал , план группы , модели

ПОЧВА

«Состав почвы ( песок с водой , глина с водой , земля с водой)»

«Водопроницаемость песка и земли»

«Как происходит загрязнение почвы»

«В почве есть воздух»

«В какой почве больше воздуха»

Глина , земля , песок , емкости для воды , модели

ДЕКАБРЬ

ЗВУК

«Опыты с линейкой и проволокой»

Спичечный телефон»

«Извлечение звуков из стаканов , наполненных разным количеством воды»

Проволока , линейки , спичечные коробки , стаканы , вода

ВОДА

«Защитные свойства снега»

«Впитывание воды»

«Определение причины разных состояний воды»

«Испарение воды»

Снег , красная гуашь , лед

РАСТЕНИЯ

«Разная потребность растений во влаге»

Комнатные растения , вода

ЯНВАРЬ

ВОДА

«Снег и лед , вода , изменившаяся свое состояние под воздействием низкой температуры»

«Что тяжелее : снег в воде или земля в воде»

«Скорость таяния льда в зависимости от температуры»

«Плавучесть : испытание разных форм»

«Игры с лодками»

 

Снег , вода , лед , емкости для воды , различный бросовый материал , лодки с парусами из пенопласта различной формы

РАСТЕНИЯ

«Необходимость влаги для роста растений»

«Посадка семян»

Семена злаковых растений , блюдца , вода

ФЕВРАЛЬ

СОЛНЦЕ

«Солнечные зайчики в тени и на свету»

«Измерение тени взрослого и ребенка»

«Снег тает вокруг стволов на освещенных участках»

«Деревья зимой «загорают»

Зеркала , линейки , фанерный щит , бумага , бинт

РАСТЕНИЯ

«Необходимость света для роста растений»

Стеклянные банки , луковицы , семена злаковых растений , блюдца , земля

МАРТ

ВОДА

«Замерзание пара на металлических предметах»

«Смешивание воды»

«Как разделить смеси»

«Растворы»

«Волшебный стаканчик»

«Вода течет вверх»

«Поднимающаяся вода»

Чайник , гуашь разного цвета , соль , сахар , масло подсолнечное , фильтры из бумаги , ткани , из песка. Стаканчики из – под йогурта , резиновая трубка

РАСТЕНИЯ

«Вверх по стеблю сельдерея»

«Рост овса в зависимости от освещения»

Стакан , стебель сельдерея , красная гуашь , овес , земля

АПРЕЛЬ

ВОЗДУХ

«Сила ветра и воды ( кораблики с разными парусами)

Деревянные кораблики с различными по форме парусами Ю емкости с водой

ВОДА

«Маленькие айсберги»

«Рассматривание предметов сквозь воду»

«Измерение объема воды в разных сосудах»

«Измерение глубины воды различными мерками»

Сосуды с водой разного объема , бросовый материал , линейки , палки , мелкие игрушки , лед

МАЙ

РАСТЕНИЯ

«Зависимость развития растения от солнечного освещения»

«Как выглядит солнце»

«Расстояние от земли до луны»

«Солнечные часы»

Комнатные растения , песочные часы , палочки , песок , модель солнечной системы

ПОЧВА

«Домашняя засуха»

Горшки с землей , вода

ВОЗДУХ

«Как увидеть воздух»

«Буря в стакане»

«Мыльные пузыри»

«Воздух при нагревании расширяется Ю а при охлаждении сжимается»

Сосуды разной формы , прозрачные , стаканы , соломинки , мыльный раствор , холодильник

СВЕТ – ТЕНЬ

«Картины нарисованные тенью»

Мелки разного цвета

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

ПО КОНТЕКСТАМ

ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опыты (экспериментирование)

Коллекционирование

Состояния и превращения вещества.

(классификация)

Движение воздуха, воды.

Виды растений.

Свойства почвы и минералов.

Виды животных.

Условия жизни растений.

Виды строительных сооружений.

Свет и цвет в природе (оптические

Виды транспорта.

эффекты).

Виды профессий и т.д.

Простейшие механические устройства и т.д.

Путешествие по «реке времени»

Путешествие по карте

Прошлое и настоящее человечества

Стороны света.

(историческое время) в «метках»

Рельефы местности.

материальной цивилизации:

Природные ландшафты и их обитатели.

история жилища и бытоустройства;

Части света, их природные и культурные

история транспорта;

«метки-символы и т.д.

история почты;

история письменности (книги);

история профессий и т.д.

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для отправки комментария.