Проект «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много»
Тип проекта: групповой, практико-ориентированный, среднесрочный.
Участники проекта: дети средней группы ( 4 – 5 лет ), родители воспитанников, воспитатели, муз.руководитель.
Авторы проекта
воспитатель Андреева Ольга Михайловна
воспитатель Рыбинкина Марина Георгиевна
Структура проекта
Проблема: Дети не владеющие навыками культуры общения, менее успешны в познавательной деятельности, и следовательно, испытывают в дальнейшем трудности при адаптации в школе.
Актуальность. Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время, несомненно, актуальна. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения.
У детей дошкольного возраста ярко выраженная способность к подражанию и в то же время неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание.
В связи с этим первостепенной задачей является, формирование
нравственных навыков поведения, перерастающих в нравственные привычки.
Цель: Создание педагогических условий для формирования у детей культуры поведения и речевого этикета через использование методов проекта.
Базисный компонент:
Проектная деятельность,включает интеграциюобразовательныхобластей
Задачи проекта:
- Отбор и внедрение в практику педагогических методов, способов, приёмов, способствующих формированию культуры общения у детей.
- Создание предметно – развивающей среды, способствующей формированию и развитию коммуникативных навыков детей.
- Формирование умений свободно общаться в повседневных ситуациях.
-Формирование навыков вежливого, культурного поведения для построения межличностных отношений.
- Систематизирование и расширение знаний о проявлениях вежливости на специально организованных занятиях и в бытовых ситуациях с использованием адекватных возрасту методов и приёмов нравственного воспитания.
- Закрепление постоянного проявления вежливости в процессе общения со взрослыми и сверстниками; закрепление представления детей о том, что «волшебные слова» помогают человеку и вызывают у него добрые чувства к тем, кто их говорит.
-Обогащение, расширение и активизация словаря «вежливости» формулами речевого общения в разных видах деятельности; закрепление умения вести короткие диалоги в различных жизненных, творческих и игровых ситуациях.
-Воспитание желания познавать культуру вежливого поведения и интерес к этическим правилам и нормам взаимоотношений между людьми.
- Вовлечение родителей в решение проблемы.
Предполагаемый результат:
- Сформированность у детей знаний и навыков вежливого поведения в быту, игре, в другой деятельности.
- Обогащение и активизация словаря «вежливых слов» формулами речевого общения. (Дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости)
- Укрепление дружеских взаимоотношений детей в коллективе. (Сформированность у детей чувства сплочённости, доброжелательности друг к другу, сопереживания друг за друга.)
- Повышение уровня культуры вежливости детей и педагогический уровень родителей.
- Появление способности у детей разрешать конфликтные ситуации и умение регулировать свое поведение согласно социальным нормам
Продукт
- Презентация изготовленного совместно с детьми волшебного цветка « Волшебные слова» на музыкальном утреннике «Вежливые слова»
Этапы проекта
1.ЭТАП – Подготовительный
Сбор и накопление информации
1.Определение уровня сформированности у детей культуры поведения со взрослыми и сверстниками, знание вежливых слов
2. Повышение собственной профессиональной компетентности:
-Подбор, изучение методической литературы по теме
-Изучение педагогического опыта
- Совершенствование необходимой материально-технической базы и развивающей предметно пространственной среды: дидактические игры, игровые персонажи Солнышко, Медведь, Лунтик; телефонные аппараты, подборка художественной литературы для чтения; сюжетно-ролевых игр; методических разработок, компьютерных игр, картотек, подбор художественного слова по данной проблеме (загадки, стихи, проблемные ситуации)
-Составление плана проектной деятельности.
- Создание атмосферы общей культуры в группе.
3. Определение уровня заинтересованности родителей по теме проекта
- Проведение родительского собрания
-Анкетирование родителей
4. Формы работы с родителями:
-Консультации на сайте группы
-Индивидуальные консультации
-Проведение родительского клуба
- Изготовление буклета – памятки для родителей:
«Как помочь ребёнку стать вежливым», «Словарик вежливых слов», «Правила общения в семье»
2.ЭТАП - Основной
1. Материалы для формирования образовательной среды :
- изготовление буклетов для родителей «Правила воспитания вежливого человека», « Словарик вежливых слов», «Правила общения в семье»
-Создание картотеки «Тренинги общения»
- Создание библиотеки
- изготовление игры-презентации о культуре поведения « Что будет если…»
-изготовление альбома «Что такое хорошо и что такое плохо»
-изготовление книги «С чего начинается ссора»
-посещение интерактивного театра «Сказкин Дом» (Петушок и Солнышко)
- фото – альбом « Наши добрые дела».
-книга рассказов «Как мне волшебное слово помогло»
- Изготовление подарков и проведение дня «Это для тебя»
- Изготовление «Цветка дружбы» (дети родители воспитатели
2 ЭТАП –Заключительный
Мониторинг–наблюдение за детьми с целью оценки достижений предполагаемого результата
Используемая Методической литературы:
БуреР. С. «Беседы на этические темы», Бушелева Б. В. «О культуре поведения», Васильева-Гангнус «Азбука вежливости», Дмитриева В. «Уроки вежливости для самых умных малышей», Дурандина Л. В. «Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста», Егорова А. С. «Этикет для детей», Камычек Я. «Вежливость на каждый день», О. В. Корчинова, «Детский этикет», Лопатина А., Скребцова М. «500 игр по темам в детском саду, школе и дома», Мирошниченко С. А. «Хорошие манеры», Н. М. Метенова «Уроки вежливости», «Взрослым о детях», ОстровскаяЛ. Ф. «Воспитатель и дети», ПетеринаС. В. «Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста», А. О. Пинт «Это Вам родители», Е. Черенкова «Уроки этикета и вежливости для детей», М. Юдина «Уроки вежливости» «Ваш ребёнок воспитан? », «Речевой этикет и вежливость», Л. М. Щиплицина, О. В. Защиринская «Азбука общения», Н. Чуб «Азбука вежливости».