Труфанова  Оксана Викторовна – старший воспитатель

Консультация для воспитателей

 Тема: Воспитательные, развивающие и обучающие задачи: в чем разница и как их правильно формулировать

 

  С 1 сентября 2021 года детские сады начали работать по рабочей программе воспитания. Возникла проблема: не все педагоги понимают, какие воспитательные задачи они решают в ходе конкретного вида образовательной деятельности с детьми и как их сформулировать, чтобы они не совпадали с обучающими и развивающими задами. При этом педагоги должны соблюдать дидактические принципы, один из которых — принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих задач образования детей дошкольного возраста. То есть педагогам необходимо планировать образовательную деятельность и решать все три группы задач комплексно.

В чем особенность обучающих задач

Обучающие задачи отвечают на вопрос: чему учить детей на конкретном возрастном этапе. Однако чтобы сформулировать данную группу задач, вместо глагола «учить» лучше писать «способствовать», «приобщать», «формировать».

Формулировка обучающей задачи зависит от характера занятия, которое планирует педагог. Это может быть занятие по новой теме, на котором педагог сообщает детям новые знания, тренировочное или итоговое занятие. Также важно учитывать вид занятия: традиционное, комплексное, интегрированное.

Обучающие задачи могут быть направлены, например, на то, чтобы вовлечь детей в активный познавательный процесс, организовать индивидуальную и групповую формы деятельности детей, выявить умения детей работать самостоятельно. Поэтому и формулировки будут соответствующими.

Одни обучающие задачи педагог решает по ходу занятия по умолчанию. Например, формирует умения, расширяет представления детей. Чтобы решить другие обучающие задачи, педагог использует дидактические средства. Например, объясняет с их помощью то, что во время обучающей ситуации нельзя наблюдать

Пример

Обучающие задачи занятий, бесед, разговоров, наблюдений, где педагог сообщает детям новое знание, можно формулировать так:

  • «Расширить знания о…»;
  • «Обогатить представления детей о…»;
  • «Уточнить…»;
  • «Систематизировать…» или «Совершенствовать…».

К этим задачам можно отнести формирование у детей представлений об окружающем мире, элементарных математических представлений, приобретение навыков в рисовании, лепке и т. д.

Обучающие задачи тренировочных или итоговых занятий можно формулировать так:

  • «Актуализировать знания детей о…»;
  • «Закрепить в самостоятельной деятельности умение…»;
  • «Обеспечить возможность применить на практике полученные знания о…»;
  • «Расширить знания детей… через организацию самостоятельной экспериментальной деятельности…»;
  • «Содействовать усвоению… (либо овладению…);
  • «Закрепить…» либо «Обобщить…».

Таким образом, для обучающих задач итогового занятия подойдут глаголы «закрепить», «обобщить», для тренировочного — «отработать», «совершенствовать», для сообщения нового материала — «расширить», «обогатить», «совершенствовать». Для одного развивающего занятия или образовательной ситуации необходимо формулировать не более двух-трех обучающих задач, чтобы они были выполнимыми.

        Обучающие и образовательные задачи — не одно и то же

Понятие «образование» уже включает в себя «обучение» и «воспитание» (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Поэтому правильнее выделять три вида задач: развивающие, воспитывающие, или воспитательные, и обучающие, а не образовательные, как их называют некоторые педагоги. В методических разработках допустимо указывать две группы задач: образовательные и развивающие. Тогда образовательные задачи будут включать в себя и обучающие, и воспитывающие. Задачи должны указывать на изменения, которые произойдут с детьми после занятий.

Как определять развивающие задачи

Чтобы правильно сформулировать развивающие задачи образовательной деятельности, педагоги должны понимать, что такое развитие. Это индивидуальный процесс качественных и количественных изменений личности ребенка, который происходит на основе генетических или приобретенных свойств. Поэтому развивающие задачи отвечают на вопрос: что педагог будет закреплять, уточнять, как будет развивать конкретные свойства и психические функции детей: мышление, память, воображение, внимание и т. д.

Понятие «задачи» в методических разработках педагоги могут заменять фразой «программное содержание»

Педагоги могут развивать у детей общую, мелкую, артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос, ритм, темп и интонацию речи, способность логически излагать свои мысли, способность быстро бегать, прыгать на одной, двух ногах. Также педагоги могут направить свои педагогические усилия на то, чтобы развивать у воспитанников интерес к предмету разговора, творческие способности, поисковую активность или стремление к новизне. То есть развивающие задачи могут быть самыми разными в зависимости от уровня развития у детей конкретных навыков и умений.

 

Пример

Педагог формулирует развивающую задачу в зависимости от того, насколько хорошо у детей сформирована та или иная функция или ее компоненты. Если у большинства детей в группе функция, над которой планирует работать педагог, еще не сформирована, то задача будет начинаться со слов: «Начать работу по развитию…». Если функция недостаточно сформирована или нужно закрепить какой-либо навык, то формулировка будет звучать так:

  • «Продолжать развивать…»;
  • «Продолжать формировать…»;
  • «Совершенствовать…»;
  • «Способствовать развитию…».

Чем отличаются воспитательные задачи

Для одного занятия или образовательной ситуации формулируйте не более трех задач каждого типа

Воспитание — это специально организованное взаимодействие педагога и детей, которое направлено на то, чтобы духовно развивать дошкольников, помогать им накапливать социальный опыт, формировать у них личностные качества. В ходе решения воспитательных задач педагоги формируют у детей такие личностные качества, как трудолюбие, патриотизм, гражданственность, взаимоуважение, создают оптимальные условия для развития и саморазвития дошкольников, прививают им правила поведения в обществе, нормы морали, закона, бережное отношение к природе, окружающей среде, национальным традициям (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Воспитательные, или воспитывающие задачи образовательной деятельности отвечают на вопрос: какие личностные качества педагог формирует у детей на данном этапе. Формулировка задач зависит от того, насколько хорошо у детей сформировано то или иное качество, над которым педагог работает.

 

Пример

Если качество у дошкольников не сформировано, то задача будет начинаться со слов: «формировать…», «воспитывать…». Если качество недостаточно сформировано для возраста детей, то в формулировке задачи это можно отразить так: «продолжать формировать…», «продолжать воспитывать…», «совершенствовать…» и их аналогами

 

Источник: Рекомендации подготовила Ольга Ельцова, старший преподаватель кафедры теории и методики дошкольного образования ГАУ ДПО НСО Новосибирского ИПКиПРО , научный руководитель и куратор детских садов Новосибирска.  (Журнал Старшего воспитателя № 10 Октябрь 2021года)

 

Консультация для воспитателей

«Познавательно-речевое развитие дошкольников»

Развитие познавательно-речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлен он на умственное развитие ребенка. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения.

В домашних условиях дети много времени проводят около телевизора, компьютера, часто свободное время старших дошкольников отведено посещению различных кружков и студий. Чаще всего родители отмахиваются от детских вопросов, художественная и энциклопедическая литература если даже и читается, то очень редко обсуждается. И поэтому формирование познавательно-речевой деятельности в основном ложится на плечи воспитателей.

Известны случаи, когда бедный словарный запас ведет к агрессивному поведению по отношению к окружающим, т.к. ребенок не может выразить словами то, что видит, что знает, что чувствует, а достижения ребенка в познании окружающего мира не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Приемы, используемые при формировании познавательно-речевого развития традиционны:

- Наглядные – наблюдения, рассматривание картин, демонстрация фильмов, слайдов, презентаций.

- Практические – упражнения, игры, эксперименты и опыты, моделирование, проектная деятельность, исследовательно-поисковая деятельность.

- Словесные – рассказ, чтение, вопросы, беседы, использование художественного слова.

Основные задачи познавательно-речевой деятельности:

1. Обогащать познавательную сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.

2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.

3. Помочь упорядочить сведения об окружающем мире, формировать представления его целостности.

4. Формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять.

5. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно – речевой деятельности.

6. Поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

Развивать речь ребенка, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делая ее более целенаправленной и осознанной. Чтобы правильно организовать познавательно-речевое развитие можно выделить следующие направления:

1. Речь самого педагога, которая имеет обучающую и воспитательную направленность. Главным является качество языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Дошкольник, проводящий большую часть времени в детском саду, общаясь с воспитателем, учится у него многому, в том числе и культуре речи. А еще ребенок воспринимает нашу речь как образец. Педагог должен говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особенно четко нужно произносить длинные или незнакомые слова, вводимые в детский словарь.

2. Формирование представлений об окружающем мире. Ведь дошкольник каждый день сталкивается с новыми для себя предметами и явлениями. Но накопление знаний и преставлений без соответствующего руководства будет поверхностным или ошибочным. Часто ребенок думает, что облака – это вата, потому что они белые, звезды – это лампочки, потому что они светятся. Ведь наблюдая за природными явлениями, он самостоятельно сделал такой вывод. Поэтому главная задача педагога состоит в последовательно увеличение у детей запаса знаний, их упорядочение, систематизация. Ребёнок должен получать чёткие, в соответствие с возрастом представления об окружающих предметах, их назначении, качествах, о материалах, их которых они сделаны, где, кем, для чего эти используются. Так же ребёнок приобретает знания о живой и неживой природе, о природных явлениях их взаимосвязях и закономерностях.

3. Развитее любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении всё рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличие у ребёнка этого качество свидетельствуют бесчисленные вопросы. Задача воспитателя поддерживать любознательность ребёнка организую занятия, наблюдения, стараясь вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направляя детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умение делать выводы.

4. Сенсорное воспитание. Поскольку для ребёнка дошкольника познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира. В содержание сенсорного воспитания входит развитие слуховой чувствительности, тактильной чувствительности, то есть умение различать и называть качества предметов.

5. Игра. Одним из самых действенных средств познавательно-речевого развития дошкольников является игра. И если во время организованной образовательной деятельности ребёнок получает знания, то во время игры он имеет возможность отразить знания об окружающем мире, поделиться с этими знаниями с товарищами, найти единомышленников по интересам. Отдельные виды игр по-разному действуют на познавательно-речевое развитие.

Сюжетно-ролевые игры расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога.

Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь.

Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Игры-эксперименты – особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательно-речевых задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, т.к. при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата.

В каждой группе должна быть оформлена зона для познавательно-речевого развития детей. Эта зона охватывает разнообразное содержание и предусматривает разные виды детской активности. Главный принцип её оформления – доступность. Всё, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей. Материал этой зоны должен обязательно содержать в себе: дидактические и настольно-печатные игры разной направленности, иллюстративный материал, разнообразные коллекции, демонстрационный материал, оборудование для экспериментальной деятельности и проведения опытов, мини-библиотеку.

Для детей дошкольного возраста познавательно-речевое развитие – это сложный комплексный феномен, включающий в себя формирование умственных процессов. Но если педагог подходит к решению задач этого раздела грамотно и творчески, то проблем в усвоение задач у детей не возникнет.

 

 

 

 

 

 

Народные игры

Игра «Колпачок»

Дети становятся в хоровод. Один из них – колпачок – сидит на корточках в центре круга. Дети идут по кругу под песенку.

«Колпачок, колпачок, тоненькие ножки,

Красные сапожки,

Мы тебя растили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь»

На словах «На ноги поставили» колпачок поднимается с корточек и начинает танцевать. Он выбирает кого-нибудь, кто становится колпачком и игра начинается вновь.

Вариант. На словах «на ноги поставили» все сходятся в круг и приподнимают (помогают подняться) сидящего в центре ребенка.

 Коза.

Игра в кругу для детей от 3 лет. Способствует самовыражению человека, который находится в кругу – все люди по-разному изображают «козу» – с этой точки зрения игра способствует коммуникации, ведь каждый может оказаться в кругу – и ему надо показать, как он себе представляет эту самую «козу».

В психологическом плане игра подспудно подготавливает и стимулирует собственный выбор ребенка. Кроме того, игра способствует развитию общей моторики тела, стимулирует развитие реципрокной координации рук и ног.

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. Один человек в центре этого круга – «коза». Все поют, «коза» изображает то, о чем поется в песне:

Пошла коза по лесу, по лесу, по лесу,

Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.

Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

Давай ,коза, попляшем, попляшем, попляшем

И хвостиком помашем, помашем, помашем,

И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

И ножками потопаем, потопаем, потопаем.

Со слов: «Давай, коза, попрыгаем …» «коза» выбирает кого-либо из круга, встает напротив него и все вместе с козой выполняют несложные движения: прыгают на одном месте, затем поочередно выбрасывают то правую, то левую ногу, кружатся на месте, подняв ручки, двигают воображаемым хвостиком, затем хлопают в ладоши и в заключении топают поочередно ногами. Тот, кого выбрала «коза», становится в центр круга, и игра продолжается до тех пор, пока все не захотят играть в другую игру.

В конце игры все поют:

Головкой покачаем, качаем, качаем

И песенку кончаем, кончаем, кончаем.

Коршун.

Актуальная игра для детей в возрасте от 5-7 до 11 лет. Игра стимулирует выбор, активизацию двигательных функций (так как надо догнать того, кто затем сядет рядом с

тобой). Также эта игра стимулирует речевую функцию и развивает регулирующую функцию речи, так как здесь присутствует момент совместного речевого сопровождения своих действий.

Все встают, взявшись за руки, образуя круг. В середине на корточках сидит «коршун». Все, кроме «коршуна» идут по кругу и поют:

Коршун, коршун-дедушка, коршуниха-бабушка,

Вокруг коршуна хожу, за собой детей вожу,

Дети малые, сама старая…

Круг останавливается и, обращаясь к «коршуну», затевает с ним хором разговор, а «коршун» отвечает:

- Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- А зачем тебе ямка?

- Денежку ищу.

- А зачем тебе денежка?

- Иголочку купить.

- А зачем тебе иголочка?

- Сумочку сшить.

- А зачем тебе сумочка?

- Камушки собирать.

- А зачем тебе камушки?

- Ваших деток шуркать-буркать!

После этой фразы коршун вскакивает и ловит «под крылышко» кого-нибудь из круга. Условия игры допускают иногда ловить два человека – «под два крыла». Все, кого «коршун» поймал, садятся вместе с ним в круг (теперь они все «коршуны»), а остальные снова ходят по кругу и поют ту же песню. Затем все повторяется до тех пор, пока не будут пойманы все, кто ходил вокруг «коршуна», то есть пока все не становятся «коршунами».

Можно детям которые убегают расчертить ( обозначить домик), где они могут спрятаться.

Дударь.

В центре круга стоит Дударь. Хоровод, двигаясь по кругу, поет песенку

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый старичище

Тебя под колоду,

Тебя под сырую,

Тебя под гнилую.

Все останавливаются и хором спрашивают Дударя:

Дударь, Дударь – что болит?

Стоящий в центре дударь отвечает, называя любую часть тела, например, «голова».

Стоящие в хороводе должны взяться за указанную часть тела, но не у себя, а у стоящих рядом – справа и слева. Таким образом, у всех перекрещиваются руки и хоровод уплотняется. Держась за соседей, все вместе двигаются по кругу с песенкой, останавливаются и повторяют свой вопрос. Дударь называет новую часть тела и все повторяется вновь, пока он не скажет – «Выздоровел!» Обычно Дударь называет последовательно части тела сверху вниз: голова, плечо, спина, поясница, коленки, и пяточки. Движение в кругу становится все более сложным и некоторые выбывают из игры.

Вариант игры.

Стоящие в хороводе дети держатся за свои части тела. Тогда у водящего есть большая свобода в назывании – нос, ушко, живот, что в предыдущем варианте игры может быть неудобным из этических соображений.

 Дядюшка Федот

Все встают в круг, держась за руки. В середине –

«дядюшка Федот», все идут вокруг него и поют, причем вместо Федота вставляется его собственное имя (для ребенка с особенностями развития особенно важен момент называния его имени):

Как у дядюшки Федота

Было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей.

Они не пили, не ели,

Друг на друга все глядели,

Разом делали вот так!

Когда песня кончается, «дядюшка Федот» показывает всем какой-нибудь жест или движение, которое все остальные должны за ним повторить. Затем «дядюшка Федот» выбирает следующего «дядюшку Федота». Можно выбирать того, кто лучше всего уподобился водящему, можно того, кто хуже (может быть ему не удалось это, но удастся изобразить самому что-то свое оригинальное)

Трифон

Дети стоят или сидят в кругу. Поется песенка:

А у нашего Трифона

Было семеро детей

Было семь сыновей

Они не пили, не ели

Все на (Имя ребенка- девочка) глядели

Все делали как она

Если ребёнок мальчик –

Вместе делали как он.

Тот, о ком поет песенка, должен показать какое-нибудь движение и все его повторяют пока поют следующий куплет

 Игра «Почта»

Все дети выбирают себе название любого города. Рассаживаются на подушках на ковре или на стульчиках так, чтобы между ними мог спокойно проходить водящий.

С помощью считалки выбираем водящего. Это «Почта». Водящий идет между детьми со словами:

Динь-динь-динь,

Идет, идет почта

И видит город.

Водящий останавливается у ребенка и спрашивает:

- Что это за город?

- Новгород (любой задуманный ребенком город)

- Как у вас в Новгороде поживают?

- Хорошо! ( нормально, неплохо и т.д.)

- Что у вас в Новгороде делают?

- Пироги пекут (может быть названо любое действие)

- Показывай как.

Ребенок, назвавшийся Новгородом, показывает, как пекут пироги, а все остальные за ним повторяют.

«Почта» уходит к другому городу и все повторяется.

Если детей много, то целесообразно собирать города в почтовый поезд. Ребенок, которого уже спросили, становится сзади «Почты», образуя паровозик. За время игры паровозик увеличивается, пока всех не объедут.

Игра «Змея»

Выбирается голова Змеи. Голова подходит к играющим по очереди и спрашивает:

-Я змея, змея, змея.

Я ползу, ползу, ползу.

Хочешь быть моим хвостом?

Игрок соглашается, пролезает под ногами змеи и становится за ней, крепко держась за талию. Так собираются все дети. После этого Змея ползет – идет – по комнате, извиваясь. Наконец, Змея проголодалась и хочет съесть кого-нибудь. Оставшийся вне змеи игрок должен убегать, а Змея ловит его, стараясь не развалиться. Поймать может только голова Змеи.

Тетёра.

Игра наиболее актуальна для детей в возрасте от 4 до 6 лет. В ней проигрываются такие ситуации, которые в жизни всем взрослым хорошо знакомы: идешь, идешь и вдруг что-то, кто-то тебя останавливает, «ловит». И даже не от тебя зависит, когда тебя поймают, кто это будет, ты просто должен подчиниться ситуации. В этой игре, многократно проигрываемой, ребенок учится терпению, ожиданию. И все это излагается в доступной для восприятия ребенка манере – в игре.

Два человека становятся «воротами», то есть, держась за руки, поднимают их вверх так, чтобы остальные играющие могли вереницей пройти через «ворота». Все поют:

Тетёра шла, моховая шла,

Шла она лугом, вела детей кругом.

Сама прошла,

Всех детей провела,

Самолучшего детёныше оста-авила!

Со слов: «оставила» ворота закрываются, и пойманные в них играющие становятся в круг с воротами. Все вновь запевают песню, и те, кто не пойман, продолжают ходить вереницей, время от времени проходя через ворота. Когда в следующий раз пойманных оказывается достаточно много, чтобы построить еще одни ворота, они становятся другими воротами, а вереница проходит уже и через новые ворота и через старые. Игра продолжается до тех пор, пока все ходящие вереницей не будут пойманы в ворота.

«Золотые ворота»

Если играющих меньше 20 человек, то выбираются двое игроков, которые встают друг напротив друга, берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота».

Если собралось очень много игроков, то выбираются 4 человека, которые встают в круг, берутся за руки и поднимают руки вверх, образуя «двойные ворота» с входом и выходом.

Остальные игроки встают цепочкой (берутся за руки или кладут руки на плечи друг к другу) и проходят под воротами.

Игроки-ворота напевают:

Золотые ворота Пропускают не всегда Первый раз прощается Второй запрещается А на третий раз Не пропустим вас!

или другой вариант

Золотые ворота Проходите господа Первой мать пройдет Всех детей проведет Первый раз прощается Второй раз запрещается А на третий раз Не пропустим вас

На последних словах ворота резко опускают руки и ловят тех, кто оказался под ними. Пойманные образуют новые «ворота».

Игра заканчивается, когда всех игроков поймают.

Существует вариант этой игры, который называется «Солнце и луна»

Правила игры «Солнце и луна»

Выбирают двух игроков, они отходят в сторонку и так, чтобы никто не слышал, договариваются кто из них будет «Солнцем», а кто «Луной».

Солнце и Луна образуют воротца, остальные игроки образуя цепочку, начинают проходить через ворота.

Это можно делать под музыку или петь любимые песни.

В какой-то момент ворота резко опускаются и ловят игрока, оказавшегося под ними.

Игрока отводят в сторонку и тихонько спрашивают, на чью сторону он хотел бы встать — «Солнца» или «Луны». Когда тот выбрал, ему указывают соответствующего игрока и он встает позади «Солнца» или «Луны».

Далее игра продолжается пока все участники цепочки не будут пойманы и распределены по командам «Солнца» и «Луны».

После этого команды начинают перетягивание (можно перетягивать канат или веревку, можно просто взявшись за руки)

Раз-два, правая рука.

Все дети сидят на стульчиках в кругу. Один стульчик лишний – пустой. Тот, у кого этот стул стоит с правой руки, стучит по нему правой рукой и ритмично приговаривает:

Раз, два, правая рука,

Маша сядь справа от меня.

Названный ребенок садится на этот стул, а тот, справа от кого стул освободился, также стучит правой рукой и говорит, называя любого другого ребенка.

Игра продолжается пока всем интересно.

Можно брать фанты у того, кто прозевал свое имя или не начал вовремя стучать по освободившемуся справа стульчику.

Чиж

Дети стоят кругом, один ребенок в центре. В круге четное количество детей. Дети поют песенку и показывают жестами то, что поется.

По дубочку постучишь

Вылетает птица чиж

У чижа у чижика

Хохолочек рыженький

Чижик по небу летал

Правой ножкой все качал

Все – чиж, чиж, не зевай, себе пару выбирай.

Дети, проходя через центр, должны выбрать себе пару и обнять ее. Кто остался один – тот Чиж.

Дворовые игры нашего детства

В настоящее время, наши  дети XXI века, очень любят поиграть в компьютерные игры или посмотреть мультфильмы по телевизору. Они их увлекают и затягивают на долгое время. Иногда с трудом можно уговорить детей  идти играть на улицу.
Родители, видя, что дети часами сидят у телевизора или компьютера, мобильного телефона очень возмущаются. Часто говорят, что у них в детстве ни компьютеров, ни DVD не было, и по телевизору не шли целыми днями мультфильмы. Зато была улица, откуда нашим бабушкам и дедушкам их было трудно дозваться на обед и ужин. И главными «позывными» у всех детей были слова: «Ты выйдешь играть?» Все свободное время мы  родители, когда были детьми,  играли с друзьями на свежем воздухе, а то и всей улицей встречались на лужайке, чтобы поиграть.
По мнению большинства родителей, самым замечательным и полезным способом развлечения для них в детстве была игра. Весёлые подвижные игры – это наше детство. Сейчас же дети, чаще всего, играют в компьютерные игры, а в подвижные коллективные игры – только на занятиях  физкультуры, и то-это спортивные, и редко – с друзьями на улице. Даже летом, редко увидишь детей, играющих в подвижные игры.

К сожалению или к счастью, но  в век компьютеров наши дети  изменились. Бежит время, сменяют друг друга поколения детей, и у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр – тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста, развивают ловкость, силу и стремление к победе, а самое главное сохраняют и укрепляют здоровье.

Детство немыслимо без игры. Подвижная игра – способ трансформации детской энергии в навыки, которые пригодятся ему во взрослой жизни. Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным. А самое главное, что игры с друзьями на свежем воздухе делают нас здоровыми, как физически, так и морально. В игре рождается содружество, а, значит, и дружба. Игра – лучшая сфера общения.

Детям всегда интересно слушать рассказы своих родителей, о том периоде, когда они были детьми. А знакомы ли с играми нашего детства современные мальчишки и девчонки? Давайте сами вспомним о них, а потом научим своих детей.

Так что же это были за игры?

  • Салки-догонялки

Кто из нас в детстве не играл на свежем воздухе в салки? А ведь были еще и салки-догонялки, салки-приседалки, салки-ножки-на-весу и прочее. Смысл игры был прост: водящий догоняет играющих, которые разбегаются от него в разные стороны и защищаются всеми, дозволенными правилами, способами: приседая, задирая ноги, запираясь в домиках и так далее.

Правила

Считалкой (куда без нее?) выбирается водящий. Игроки становятся в круг и по команде «Я – салка!» разбегаются, кто куда. (Часто оговаривалась площадка – «За забор не выбегать», «Дальше качели не бегать».)

Задача водящего: догнать одного из игроков и дотронуться до него рукой. До кого дотронутся, тот сам становится «салкой», а водящий превращается в обычного игрока.

Вариации салок:

  • Есть вариация обычных салок, когда водящий, догнав одного игрока, не становится сам игроком, а продолжает догонять других ребят вместе с первым «засаленным». Затем они вместе ловят второго, третьего и т.д., пока не переловят всех.
  • Салки с «домиком» – то же самое, только выбирается зона (песочница, круг на асфальте и прочее),  куда игроки могут забежать и передохнуть, там «салить» нельзя, но и сидеть долго в «домике» тоже.
  • «Выше ноги» – чтобы избежать «засаливания», нужно запрыгнуть на что-нибудь и задрать ноги вверх («Выше ноги от земли» / «Салки-ножки на весу»), правда, по правилам задирать ноги тоже долго нельзя.
  • «Чай-чай, выручай!» – в этой версии салок, «засаленный» может остановиться, крикнуть эту волшебную фразу и ему на выручку прибегут друзья, но водящий на чеку, и есть вероятность, что к одной «жертве» добавятся вторая и третья.
  • Кроме салок существовали еще и колдунчики, в которых осаленный останавливался, раскинув руки в стороны, в ожидании помощи от товарищей.
  • Еще одна веселая игра, правда, с противоположными правилами называлась неводом. Здесь осаленный становился напарником водящего, и, держа его за руку, должен был вместе с ним догнать остальных играющих. Чем больше было осаленных – тем длиннее становился воображаемый невод из игроков. В конце концов, этот невод тугой спиралью закручивался вокруг последнего оставшегося не осаленным товарища.
  • Хали-Хало       

Игроки встают в круг. В центре – водящий с мячом. Водящий высоко подбрасывает мяч. В это время все игроки разбегаются в разные стороны. Пока мяч летит, водящий выкрикивает имя одного из игроков. Тот должен вернуться, поймать мяч и крикнуть «Хали-Хало. Стоп.». После этого все замирают на своих местах. Игрок с мячом выбирает одного из замерших игроков, до которого ему нужно дотронуться мячом. Затем называет сколько и каких шагов ему понадобиться для того чтобы  достать выбранного игрока. Игра начинается заново.  Варианты шагов: великаны, обычный шаг, гномы, муравьи.

  • Прятки

«Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать.

Кто не спрятался – я не виноват!»

«Палочка пришла никого не нашла,

кого первого найдет тот за палочкой пойдет»

Простая игра – можно играть где угодно и когда угодно

Правила

Сначала выбирают водящего. Затем водящий становится лицом к стене (дереву, столбу…) и считает вслух до 20 (50, 100…). Игроки прячутся.

Задача игроков: спрятаться так, чтобы водящий не нашел.

Задача водящего: найти всех спрятавшихся.

Когда водящий находит одного из игроков, ему нужно сломя голову бежать обратно к стене (дереву, столбу…), чтобы «застукать» его. Если игрок прибегал первым, то со словами «Стук-стук я (за себя)» выводит себя из игры. Кого ведущий застукал первым, тот становится ведущим в следующем кону («Первая курица жмурится»).

Кодовые фразы, которые использовались между игроками:

«Топор-топор, сиди как вор и не выглядывай во двор» – кричали «застуканные» игроки товарищам при приближении «опасности» (сиди и не высовывайся).

«Пила-пила, лети как стрела» – кричали, чтобы подсказать, что водящий далеко от стены и можно выбираться из укрытия.

Десятки («десяты»)

Для этой игры нужна небольшая площадка, стена, мяч и хотя бы два игрока.

Каждый игрок должен выполнить десять упражнений:

10. Десять раз подряд ударить мячом об стену, отбивая его, как в волейболе.
9. Девять раз стукнуть мячом об стену, ударяя по нему ладонями снизу.
8. Восемь раз бросить мяч из-под правой ноги, ударяя о стену, а от стены поймать мяч руками.
7. Семь раз бросить мяч из-под левой ноги, ударяя его о стену, и от стены поймать мяч руками.
6. Стоя лицом к стене, шесть раз бросить мяч сзади между ногами об землю так, чтобы он отскочил к стене, ударился о стену, и затем поймать его в руки.
5. Пять раз, стоя спиной к стене, бросить мяч между ног, быстро повернуться и поймать его в руки после удара о стену.
4. Четыре раза бросить мяч о стену так, чтобы он отскочил от нее на землю, с отскока от земли снова ударить об стену и затем поймать.
3. Ударить мяч об стену три раза, сложив ладони лодочкой.
2. Два раза ударить мяч об стену сложенными вместе кулаками.
1. Подбросить и ударить мяч об стену прямым пальцем один раз.

После этого нужно сдать «экзамен»: каждое упражнение проделывается по одному разу, при этом нельзя смеяться и разговаривать.

Если игрок с мячом во время выполнения какого-либо задания ошибся — мяч переходит к следующему по очереди игроку. По возвращению хода игра продолжается с момента, на котором игрок ошибся (но с «нуля», т.е. если из 8 сделано 5, потом ошибка, то когда дойдет ход, нужно снова сделать 8). Победителем считается тот, кто первым выполнит все задания и сдаст «экзамен». Как правило, при сдаче игроки старались активно мешать »экзаменующемуся» (смешили его, пугали, делали вид, что отбирают мяч) — делали все, чтобы экзамен провалился.

В игре «Тише едешь – дальше будешь» был водящий, который отворачивался к стене, произносил название этой игры, заканчивая фразу звонким «Стоп!» и резко разворачивался, чтобы посмотреть, все ли вовремя замерли. Похожие правила были в игре «Море волнуется раз»: надо замирать в смешной позе не только морской, но и любой другой фигуры, которая пришла в голову водящему.

Классики

Схему простых классиков рисуем на асфальте. Биту ( когда-то это была баночка из-под вазелина, крема для обуви или камушек) бросаем по порядку на каждый квадратик начиная с единицы все дальше и дальше. Где одна клеточка, то прыгаем по ней на одной ноге, где две, то двумя ногами. На 9- 10 разворачиваемся на 180 градусов на месте. На «обратном пути» нужно наклониться и поднять свою биту. Переход хода – если не попал в нужный квадрат или прыгнул на линию квадратов. Выигрывает тот, кто первый пройдет всю десятку. Если бита попала в «котёл», то сгорает один «класс», надо бросать на один квадрат меньше.

Уважаемые родители, давайте вместе поможем  возобновить прекрасную традицию подвижных игр на свежем воздухе,

ведь это подарит всем детям бесценные минуты веселого общения со сверстниками.

Материал использован:

Vk/com/smart_children

 

Методические рекомендации по подготовке и проведению мастер – классов для педагогов декоративно – прикладного искусства.

Мастер – класс – занятие практической направленности по специально подобранной теме, проводимое квалифицированным специалистом с целью приобретения, углубления и расширения определенных знаний и умений аудитории.

Форма проведения мастер – класса зависит от целевой аудитории (специалисты, начинающие педагоги, родители или дети) и конкретной поставленной задачи (обучение определенным технологическим или педагогическим приемам). По формам мастер – класс может быть проведен: с педагогами и для них без участия детей; с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов; для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки; для родителей и детей.

Мастер – класс для педагогов - одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок в различных направлениях ДПИ.

 

Подготовка мастер-класса для педагогов ДПИ

1 Цели и задачи мастер – класса. Подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности (например: вышивка, резьба по дереву или роспись по ткани). Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. От них зависит выбор темы, выбор целевой аудитории (новички, профессионалы, смешанная аудитория) и, соответственно, объем предлагаемой информации и уровень сложности практической части мастер – класса.

Мастер – класс чаще всего проводится для начинающих педагогов и основывается на копировании и заимствовании опыта мастера.

Мастер – классы для опытных педагогов, основываются на обмене творческими и педагогическими наработками мастеров – педагогов; такие мастер – классы можно проводить в рамках методических конференций.

Целью мастер – класса для педагогов является передача коллегам личного профессионального опыта, уникальных авторских разработок в сфере творческой и педагогической деятельности мастера, проводящего мастер – класс.

Общие задачи мастер-класса для педагогов:

  • создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
  • повышения профессионального мастерства и квалификации педагогов; распространение передового педагогического опыта;
  • внедрение новых технологий обучения и воспитания.

 

Конкретные задачи мастер-класса – технологические и методические – определяет его тематика. Например: преподавание простых приемов оригами на уроках технологии в младших классах (на примерах фигурок животных, технических объектов, цветов и т. д. – в зависимости от выбранной темы). Все поставленные на мастер-классе задачи должны быть выполнены. Поэтому не нужно ставить слишком много задач. Кроме того, все они должны быть в рамках избранной темы.

 

2 Тема мастер – класса

После того, как выбрано направление, поставлены цель и задачи, четко формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. В декоративно-прикладном искусстве это, как правило, демонстрация и отработка определенных технологических приемов и создание с их помощью различных изделий. Например: «Технология изготовления русской народной куклы – крупенички» (направления – игрушка из текстиля, лоскутная пластика). Можно провести серию мастер-классов с использованием принципиально разных технологий и материалов, объединенных изготовлением различных видов изделия определенного типа. Например: Серия «Дизайн современных открыток в разных техниках» включает в себя несколько отдельных мастер – классов по технологии изготовления открыток с элементами вышивки крестом, чеканки, бумагопластики, аппликации из природных материалов и т.д. в зависимости от возможностей и опыта педагога, проводящего мастер – классы.

Для решения всех поставленных мастером – педагогом задач важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.

 

3 План мастер – класса

Вступление. Проводящий мастер-класс педагог знакомит слушателей (читателей) с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Теоретическая часть мастер – класса для педагогов ДПИ включает в себя технологическую и методическую части: Технологическая часть: • Демонстрация изделий либо элементов изделий изготовленных по технологии, представляемой автором. Может подаваться в виде слайд – шоу или мини – выставки изделий автора и его учеников. Демонстрация фотографий, слайдов или изделий сопровождается соответствующими комментариями. Например: различные виды дизайнерских изделий, выполненных с применением освещаемых в мастер-классе технологических приемов. • Ознакомление аудитории с оборудованием, инструментами и материалами, необходимыми для изготовления данного изделия: подготовка материала, необходимые требования к его качеству, виды применяемого ручного инструмента и оборудования, его правильное использование, техника безопасности при работе с ним. • Пошаговая демонстрация одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Автор показывает слушателям технологический прием на заготовке или представляет компью-терную презентацию в виде серии фотографий, наглядно демонстрирующих все этапы выполнения изделия. Методическая часть включает особенности преподавания данной технологии на занятиях с детьми.

 

Мастер – педагог обращает особое внимание коллег на следующие аспекты:

• Возрастная группа обучаемых с учетом требований техники безопасности.

• Организация занятий по данной технологии в детском коллективе.

• Техническое оснащение: возможность преподавания данной технологии в школе или УДО в классах, не оснащенных специальным оборудованием (например, ткацкими станками).

• Обоснование выбора материала и инструментов при работе с детьми: доступность, соответствие санитарно – техническим нормам.

• Хронометраж занятия: сколько времени в среднем занимает изготовление изделия по данной технологии, на сколько занятий определенной длительности оно рассчитано.

Строго отделять технологическую от методической части необязательно. Можно по ходу демонстрации материалов, инструментов и технологических приемов отдельно освещать методические аспекты и особенности работы с детским коллективом.

 

Практическая часть

Лучше всего, когда итогом выполнения практической части становится готовое изделие. При подготовке мастер – класса необходимо учесть сложность предлагаемого практического задания (это особенно важно, если мастер – класс ориентирован на новичков) и возможность его выполнения за определенное (непродолжительное!) время, поэтому изделие должно быть простым (например: салфетка, открытка, саше, украшение, панно и т.д). Можно в качестве практического задания предложить изготовление отдельного законченного элемента изделия (например, бусина, декоративная вставка, витраж) и предложить различные способы применения его в изделиях (украшение с использованием бусин или вставок, витражный фонарик). Иногда мастер – класс проходит без практической части, автор ограничивается подробным дистанционным показом, но в декоративно – прикладном искусстве, прежде всего, очень важно индивидуальное исполнение, и педагогу-прикладнику необходимо «почувствовать» материал и инструмент, собственноручно выполнить тот или иной прием. Тем более что прежде, чем предложить что-то своим ученикам, педагог всегда «опробует» новую технологию на себе.

 

Подведение итогов

Обсуждение мастер – класса включает вопросы руководителю мастер – класса, обмен опытом его участников. Мастер – педагог, учитывая пожелания своей аудитории, рекомендует литературу, интернет – сайты для получения дополнительной информации по данному вопросу, курсы и семинары для повышения квалификации и приобретения творческого опыта, информирует, где можно приобрести материалы и инструменты, какие выставки стоит посетить (в том числе вместе с детьми).

Данный материал взят из интернет-источников. Блог Жбанова Александра Семеновича.

(http://ped-kopilka.ru/blogs/jbanov-aleksandr/rekomendaci-dlja-koleg.html)

«Народные промыслы России»

Знакомство детей с бытом и традициями русского народа имеет важное значение в нравственном и патриотическом воспитании дошкольников как полноправных граждан России. И этому вопросу сейчас вновь уделяется немало времени. И здесь, как и в любом другом вопросе педагогики, нельзя обойтись без помощи семьи и родителей. А для того, чтобы родители могли помочь детям в знакомстве с традициями и народными промыслами, мы постараемся освежить их знания о народно-прикладном искусстве.

Богато искусство современных русских народных промыслов. А традиции мастеров-ремесленников уходят далеко вглубь веков.

У разнообразных художественных промыслов и ремесел богатая предыстория, что свидетельствует о талантливости и эстетической чуткости народа. В дошкольном мире чаще всего идет упоминание о дымке, хохломе, гжели, жостовской и городецкой росписи, богородской и филимоновской игрушке.

Гжель стала крупным центром фарфорово-фаянсового производства в России к XIX в. Фарфор гжели – одно из ярчайших явлений                        русской национальной культуры.

Жостово. Один из старинных центров народных кустарных промыслов. Здесь делают жестяные подносы с художественной росписью – на блестящей черной лаковой поверхности ярко вспыхивают букеты, ложатся изображения цветочных орнаментов и фруктов. 

Богородская резная деревянная игрушка – один из редких видов русского народного искусства. Центром его является деревня Богородское, расположенная недалеко от Сергиев-Посада. Этот промысел известен с XVII в. Это и фигурки животных и птиц, и всевозможная игрушка с движением. Для изготовления этой игрушки используется в основном липа, мягкая и легкая в обработке.

Несколько слов о матрешке. Первая русская матрешка была создана в конце XIX в. художником С. Малютиным. Она изображала девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком, с цветастым платком на голове, в руках черный петух. Эта выточенная из дерева, разъемная, красочная и нарядно расписанная кукла, внутри которой находились вложенная одна в другую еще  семь аналогичных, но по-разному разукрашенных фигурок.

Она сразу полюбилась всем своим русским обликом, занимательностью, весельем. Матрешку любят и знают не только у нас в стране, но и за рубежом.

Конечно же, все знают и любят дымковскую игрушку. Яркие игрушки привлекают внимание и поднимают настроение. Дети всегда с удовольствием рассматривают лошадок, козликов, петушков и т. д.

О народных промыслах ребенок обязательно узнает в детском саду, там об этом он будет слышать на протяжении всего периода дошкольного возраста, но как важно знать, что мама или папа интересуются тем, чем занимается их ребенок в саду, что могут рассказать ему то, о чем рассказывала на занятии воспитатель. 

Рассказ родителей должен быть эмоциональным и увлекательным.

Для того чтобы ярко и образно рассказать детям о том, как расписывают свои солнечные изделия художники золотой Хохломы, как расцветают декоративные букеты цветов на жостовских подносах и как рождается сказка миниатюры на палехских лаковых шкатулках, родители сами должны хорошо знать, понимать и любить народное искусство.  

Познакомиться с ним они могут в художественных и краеведческих музеях, располагающих, как правило, обширными коллекциями расписных прялок, старинной утварью из дерева и керамики, образцами народной вышивки, узорного ткачества, игрушки и т. д. С изделиями художественных промыслов можно встретиться на выставках декоративно-прикладного искусства.

Много интересного и полезного родители почерпнут из книг, рассказывающих о народном декоративном искусстве, о творчестве народных мастеров.

Только за последние годы литература о народном искусстве пополнилась содержательными и интересными книгами, знакомство с которыми, несомненно, заставит по-новому взглянуть на неприхотливые и одновременно с этим совершенные в своей выразительности образы дымковской и каргопольской игрушки из глины, на резных коней и забавных медвежат из подмосковного села Богородское.

Ребенок обязательно запомнит мамин рассказ о хохломе, если мама расскажет такую сказку: » Жил-был чудо-мастер. Поселился он в глухом лесу, избу поставил, стол да ложку смастерил, посуду деревянную вырезал. Варил он пшеничную кашу, да не забывал пшена птенцам сыпать. Прилетела как-то к его дому жар-птица, прикоснулась крылом к чашке, стала она золотой. И появилась с тех пор красота – посуда расписная! »

Можно загадать ребенку загадку:

«Все листочки как листочки,

здесь же каждый золотой,

красоту такую люди

называют…» (хохломой)

А рассказ о гжели можно начать с такой сказки: » Один купец поехал путешествовать в Россию с алой розой, которая подарила ему жена. В его стране было всегда тепло, а в России наступила зима с лютыми морозами, роза от мороза замерзла и посинела. Увидели гжельские мастера такой красивый цветок и нарисовали его на своей посуде. Только не алый, а синий. А купец отвез жене в подарок эту посуду. С той поры и появилась эта чудесная «синяя» сказка – гжель.

Рассказ о матрешке мама может начать, например, так:

«Эта игрушка живет в России более ста лет. Отгадай, про кого я говорю:

Есть у нас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка,

А красавица-девица,

Каждая сестрица -

Для меньшей – темница».

Прообраз деревянной пустой куклы художник Сергей Малютин увидел в Японии, но кукла эта была сердитая, на вид была стариком-японцем. Вот и переодел художник куклу в русский костюм. А уж мастера, которые вытачивают, расписывают матрешек – люди добрые, веселые, словоохотливые!

Вот игрушка и получается у них яркая, радостная. Недаром говорят: «Каков мастер, такова и работа».

Важно всегда помнить: искусство народных промыслов занимает особое место в нашей художественной культуре. Оно несет для живущего сегодня поколения понимание прекрасного, формировавшееся веками; является частью национального достояния, которое мы призваны сохранить и умножить.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Знакомство детей с предметами народного творчества и народными промыслами оказывают благотворное влияние на развитие детского творчества.

Характер народного искусства, его эмоциональность, красочность, неповторимость — эффективные средства для развития у детей умственной активности и всестороннего развития ребёнка. Творчество народных мастеров не только воспитывает у детей эстетический вкус, но и формирует духовные потребности, чувства патриотизма, национальной гордости, высокой гражданственности и человечности. Ребенок узнает, что замечательные красочные предметы создают народные мастера, люди, одарённые фантазией, талантом и добротой. А если все это формируется у ребенка не только в детском саду, но и в семье, то создается еще одна ценность – «Я и мама (папа) – одно целое, мы вместе, мы рядом!»

 

Автор: Коновалова Светлана Александровна

Pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-rechi/konsultaciya-dlya-roditeley-quot-narodnye-promysly

Чужие игрушки  

«Чужое–свое» – граница между этими понятиями у ребенка либо отсутствует, либо она расплывчатая. Задача родителей заключается в том, чтобы провести эту границу в сознании ребенка. Грамотно, тактично, ненавязчиво. С ранних лет ребенку нужно привить чувство собственности и ответственности за личные вещи и уважение, признание неприкосновенности чужого имущества.

Впервые родители сталкиваются с данным вопросом тогда, когда малыш начинает проявлять интерес к чужим игрушкам. Первый порыв ребенка – завладеть понравившимся предметом. Невозможно запретить сыну или дочери интересоваться чужой машинкой или куклой. Однако, с малых лет ребенок должен четко сознавать – нельзя брать чужие игрушки без спроса.

Большой соблазн завладеть чужой игрушкой возникает на детской площадке. Вокруг множество интересных вещей, которые безудержно хочется потрогать, изучить, поиграть. Несомненно, они кажутся малышу намного привлекательнее собственного игрушечного «арсенала». У ребенка возникает непреодолимое желание завладеть вожделенным предметом. Как быть? Родители своим примером должны выработать у ребенка определенную тактику. Прежде чем взять чужую игрушку – нужно спросить разрешения у ее владельца. Важный момент – собственником игрушки является не ребенок, который с ней играет, а его родители (!). Значит, разрешение нужно спрашивать у них. Поиграв, необходимо вернуть вещь владельцу, не забывая о словах благодарности. Это теория. На практике все несколько сложнее.

Что делать если Ваш малыш отнял желанную игрушку силой, выхватил ее из рук другого ребенка? Нужно вернуть отобранную вещь. И не только. От имени Вашего ребенка извинитесь перед обиженным и его мамой. Этим вы выразите уважение к другому малышу и подадите хороший пример своему. Личный пример – лучший способ обучения и воспитания.

Случается, что малыш не хочет расставаться с чужой игрушкой. Вернуть ее нужно в любом случае, даже если владельцы предложили оставить игрушку себе. Для этого можно применять какие-либо уловки и хитрости. Например, переключить внимание на что-то другое, отвлечь. Можно устроить церемонию прощания с игрушкой – помахать ей рукой, сказать добрые слова. А при необходимости следует применить твердость и категоричность. Все зависит от уровня восприятия, готовности идти на компромисс, развития ребенка. Важно привить детям понятие – временное пользование.

Взяв чужую игрушку на время и родители, и ребенок должны четко сознавать, что они ответственны за ее сохранность. Если вдруг случилось так, что Ваш малыш во время игры сломал игрушку или причинил ей вред, нельзя отпускать ситуацию на самотек. Самый распространенный выход из сложившегося положения – бартер. Предложите взамен любую свою игрушку. Если обмен не удался – следует купить аналогичную вещь или возместить ущерб в денежном эквиваленте. Поэтому беря «на время» дорогостоящую игрушку, велосипед или дорогую кукольную коляску, будьте готовы нести ответственность за чужое имущество. Если не готовы к этому – лучше ограничиться осмотром, ощупыванием или изучением.

Часто чужие игрушки вызывают зависть у детей. Принято считать, что данное чувство – отрицательное, несет в себе негатив, разрушающе действует на психику. Однако, все намного сложнее. Недаром различают белую и черную зависть. Завидовать «по-белому» – умение разделять радость других. Чувство редкое, но имеющее место быть. Кому-то купили игрушку. Ваш ребенок тоже о ней мечтает и завидует счастливчику. Но он несказанно рад тому, что эта вещь появилась у друга, приятеля или знакомого. И в его голове нет места злобным мыслям и вопросам типа: «Почему не мне, почему ему?». Помните, как у Заболоцкого:
«.. Двум мальчуганам, сверстникам ее,
Отцы купили по велосипеду.
Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,
Гоняют по двору, забывши про нее,
Она ж за ними бегает по следу.
Чужая радость так же, как своя,
Томит ее и вон из сердца рвется,
И девочка ликует и смеется,
Охваченная счастьем бытия…»

Иногда зависть носит темный налет. Когда душу гложет обида: «Почему желанная игрушка досталась другому?». Когда хочется ее забрать, украсть, отнять, когда желаешь, чтобы она сломалась, испортилась. Это негативное чувство. Оно присуще детям среднего возраста, от 5 лет. С ним трудно бороться, легче предупредить. Научить ребенка разделять чью-то радость, беседовать, объяснять, почему ему не покупают ту или иную игрушку, находить альтернативу и т.д. – вот основные средства против возникновения мрачной зависти. Такого рода зависть может сыграть злую шутку в судьбе ребенка и лучше подавить ее ростки в раннем детстве.

Часто зависть носит невольный характер. Как легкий ветерок набежит и, если ребенок правильно воспитан и умеет контролировать себя, исчезнет.

Когда ребенок еще не полностью контролирует свои действия, желание обладать понравившейся игрушкой может спровоцировать его отнять, украсть желанную вещь.

Что делать если Ваш ребенок принес с детской площадки или из детского сада чужую игрушку? В первую очередь – не паниковать. Сей факт вовсе не означает, что Ваш ребенок – вор или станет им в будущем. Вполне возможно, что он просто поддался неосознанному порыву. Не стоит подвергать ребенка мощной психологической атаке. Нужно поговорить с ним, объяснить, помочь. Затем нужно вместе отнести игрушку владельцу и принести ему свои извинения.

Поводом для беспокойства должно стать неоднократное «притаскивание» чужих игрушек домой. Некоторые родители пытаются решить проблему самостоятельно, прибегая к различным методам. Например, одна из мам сделала следующее. Ее дочь с завидным постоянством приносила из детского сада игрушки. Ни разговоры, ни объяснения не давали должного результата. Возвратив игрушку владельцу и принеся извинения, девочка, спустя некоторое время, приносила домой очередную «добычу». Свои действия она аргументировала так: «Игрушка мне нравится, я хочу, чтобы она у меня была». Мама, чтобы остановить это, сначала покупала такие же игрушки. Однако, вскоре поняла, что это не выход. Однажды женщину осенило. Ночью, пока дочка спала, она спрятала ее любимую куклу. Проснувшись утром и не обнаружив любимицы на месте, девочка расстроилась и расплакалась. Ее отчаянию не было предела. На вопрос, где же кукла, мама ответила, что игрушка понравилась ночной фее, и она взяла ее поиграть. После этого случая девочка перестала забирать домой чужие игрушки. Раз, примерив ситуацию на себя, она поняла, как тяжело и грустно лишиться любимой игрушки. Проблема была решена.

Если Вы не в силах что-либо изменить следует обратиться за помощью. В сложной ситуации поможет консультация у психолога.

В возрасте от3 до 5 лет ребенок еще полностью не осознает, что он берет чужие вещи, он не имеет четкого представления, что им принадлежит, а что нет. Он берет вещь, потому что она ему нравится. Став старше, он уже знает, что поступает нехорошо. В большинстве случаев, он пытается сохранить свой поступок в тайне, спрятать то, что взял. А при разоблачении отрицает свою вину.

Как в этом случае поступать родителям? Первый порыв – отчитать ребенка, заставить его устыдиться своего поступка. Реакция оправданная и вполне естественная. Воровство – серьезный проступок. Важно, чтобы ребенок твердо знал, что родители никогда не одобрят его и будут настаивать на немедленном возращении украденного. Но нельзя запугивать ребенка или делать вид, что вы его разлюбили.

Если вы уверены, что Ваш ребенок украл игрушку, скажите ему об этом прямо. Затем выясните, у кого он ее взял и потребуйте, чтобы вернул. Можно смягчить ситуацию, пойти к владельцу с ребенком вместе. Если вещь была «заимствована» у приятеля в детском саду, можно отдать ее воспитателю, чтобы тот вернул ее владельцу. Тем самым Вы убережете ребенка от публичного осуждения. Не следует подвергать ребенка унижению. Ваша цель – ясно и четко дать понять, что воровство недопустимо.

Дети от 5 до 7 лет способны понять многое. Поэтому важно и нужно с ними разговаривать. Рассказывать о пагубности воровства, о его недопустимости. Прививать чувство ответственности за свои поступки. Кроме того, объяснять, почему у него не может быть (или пока не может быть) той игрушки, которая есть у Вити из соседней квартиры или у Даши из детского сада. Посвящая детей в семейные проблемы, делясь планами, освещая положение дел в доме, вы не только признаёте ребенка полноценным членом семьи, но и учите его ответственности, пониманию и терпению. Уважение к ребенку, тактичность, сочетаемая с твердостью (не путать с жесткостью) – основа воспитания в целом и отношения к чужим игрушкам в частности.

Автор ЛезоваЗиля

http://malishkin-club.ru/

Комментарии запрещены.