Проект по безопасности жизнедеятельности
« Я знаю правила безопасности дома»
Автор проекта; Леонтьева Мария Николаевна – воспитатель
Проект реализовывали воспитатели; Леонтьева Мария Николаевна, Анишкевич Оксана Ивановна
Тип проекта: исследовательский, познавательно – ориентированный.
Вид: групповой.
Форма проведения: беседы, наблюдения, опытно – исследовательская и трудовая деятельность , экскурсии , дидактические и сюжетные игры , чтение художественной литературы , просмотр видеофильмов , досуг.
Продолжительность проекта: краткосрочный (5 недель)
Сроки выполнения проекта: октябрь(1-4 недели) – ноябрь (1 неделя)
Место проведения: исследовательская зона детского сада, здание детского сада, группа, семья.
Возраст детей: 5-6 лет (старшая группа)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Игровая мотивация: «Ты остался дома один, что ты будешь делать?»
1.Проблема.
В беседе выяснилось, дети знают не все правила безопасности дома. Правила безопасного поведения дома нужно объяснять детям, показывать в различных развивающих ситуациях, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни, это не только сумма знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях.
2.Актуальность.
Основы безопасности – один из самых актуальных вопросов для любого возраста. С первых дней жизни любознательность ребенка, его активность в познании окружающего мира, поощряемая взрослым, становится небезопасной для него самого. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации дома, а определить правильно или не правильно вести себя в тех или иных обстоятельствах очень сложно самому. Многие предметы домашнего быта являются потенциальными источниками опасности для детей (спички, электроприборы, газовые плиты, электрические розетки, режущие предметы и т.п.)
Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
3.Цель проекта.
Формирование у детей осознанного выполнения правил безопасного поведения дома, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях.
4.Задачи проекта;
- Формировать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность (познакомить с источниками опасности, при использовании электроприборов, колющих и режущих предметов; опасности возникновения пожара и правилами обращения с огнем и поведения при пожаре);
- Познакомить с практическими действиями при возникновении разных несчастных случаев.
- Формирование умения адекватно вести себя в различных ситуациях;
- Развитие наблюдательности, умении анализировать, объяснять, рассуждать;
- Развитие умения составлять небольшие рассказы по теме проекта;
- Воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;
Для родителей
1. Показать родителям значимость взаимодействия с ребенком
2. Привлечь родителей к совместной деятельности по закреплению правил безопасного поведения детей с источниками опасности дома.
Методы, используемые в проекте:
Наряду с традиционными методами и формами работы отдается предпочтение опытам, занятиям – исследованиям, стимул к самостоятельной поисковой деятельности, проведению игр на развитие как практических, так и творческих способностей детей и т.д. В процессе работы дети овладевают элементарными правилами безопасного поведения дома; учатся осторожному обращению с опасными предметами, огнем, адекватному поведению в различных ситуациях дома, что способствует развитию чувств самосохранения и взаимопомощи.
- исследовательские: опыты, развивающие и проблемные ситуации, наблюдения, эксперименты;
- словесные: беседы, чтение литературы по теме, консультации для родителей, дидактические, словесные, ситуативные игры;
- наглядные: наглядный материал в виде иллюстраций, сюжетных картин для рассказа, мнемотаблиц , видеоматериала, выставки плакатов совместно с родителями «Огонь – не игрушка», вечер досуга «Мы идем в гости», наглядный материал для родителей, посещение пожарной части, а также сказки по безопасному поведению в «Сказкином доме», тема «Солдат Панкрат и Муха Горюха» .
Предполагаемый риск:
низкая заинтересованность родителей к теме.
Предупреждение риска;
- привлечение родителей к активному участию в проекте совместно с детьми, участие в выставке плакатов «Огонь – не игрушка»»,
- совместное посещение сказки в «Сказкином доме», тема «Солдат Панкрат и Муха Горюха»,
- провести общее анкетирование по разъяснению запланированных задач по проекту «Я знаю правила безопасности дома».
5. Продукт проекта.
- Подготовка и проведение обобщающего досуга «Мы идем в гости»
- Выставка плакатов родителей с детьми «Огонь – не игрушка!»
- Оформление фотоальбома «Содержимое детских карманов».
- Создание альбома наблюдений и экспериментов «Моя безопасность».
6. Ресурсное обеспечение проекта.
1. Наглядно-демонстрационный материал; иллюстрации, фотографии, плакат, мнемотаблицы.
2. Методический инструментарий; картотека игр, опытов с различными предметами, материал для проведения бесед по безопасности дома, развивающих ситуаций, ситуативных игр, материала для творческой деятельности, сценарий досуга.
3. Уголок экспериментирования, книжный уголок ( атрибуты для опытов с песком, водой, предметами, свечой, наглядный материал по теме, картотека сюжетных картинок «Моя безопасность», «Вредное – полезное», «Распорядок дня», «Электроприборы», «Пожарная безопасность», «Один дома»).
4. Подборка художественной литературы.
5. Материалы для художественного творчества.
6. Подборка настольно-печатных, дидактических, ситуативных игр.
7. Подборка музыкального сопровождения.
8. Подбор мультфильмов по теме.
Ожидаемый результат по проекту:
Для детей:
- расширение знаний детей по теме правила безопасного поведения дома, в обращении с опасными предметами, адекватное поведение в разных ситуациях.
- развитие познавательного интереса, обогащать словарный запас слов.
- научатся практическим действиям при возникновении несчастного случая, при проигрывании различных ситуаций, соучастия, взаимопомощи друг другу.
Для педагогов:
- Создание условий для развития коммуникативных навыков, умение работать в коллективе.
- Расширение кругозора детей через совместную трудовую деятельность, игры, чтение художественной литературы, беседы.
- Развитие музыкально – творческих способностей.
Для родителей:
- Привлечение к сотрудничеству по созданию в группе развивающей среды, соответствующей правилам безопасного поведения. Повышение педагогической культуры родителей в расширении вариантов преподнесения темы «Безопасность ребенка дома»
- Привлечение к выставке плакатов «Огонь – не игрушка!»
- Совместное чтение художественной литературы, проведение экспериментов, наблюдений.
- Посещение с детьми сказки по теме безопасности дома «Солдат Панкрат и Муха Горюха».
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения дома у дошкольников,
- сотрудничество родителей с детским садом по основам безопасности жизнедеятельности детей,
- проявление инициативы, познавательной активности детей,
- воспитание чувства соучастия, взаимопомощи друг другу, освоение норм поведения в различных ситуациях.
7. Этапы проекта.
7.1. Организационный этап.
Сбор информации (воспитатель, родители, дети).
- сбор информации по правилам безопасного поведения детей дома, различных ситуаций по теме, практических, ситуативных игр выхода из ситуаций, из различных интернет – ресурсов;
- подборка информации из журналов, энциклопедий;
- подборка иллюстраций, сюжетных картинок, фотографий связанных с темой «Безопасность жизнедеятельности», «Чтобы быть здоровым», «Пожароопасные ситуации», «Один дома», «Можно – нельзя», «Опасные предметы» ;
- подборка художественных произведений связанных с темой «Безопасность дома», мультфильмов по теме проекта.
Работа с родителями (воспитатель, родители)
- обсуждение целей и задач проекта (анкетирование)
- формирование интереса к созданию условий для реализации проекта
- вовлечение в выставку плакатов, посвященных теме « Огонь – не игрушка!».
Календарный план реализации проекта
Срок исполнения | Мероприятия | Ответственные |
28.09.16 | Анкетирование родителей.Информирование о начале проекта. | Воспитатель Леонтьева М.Н. |
30.09.16 | Разработка диагностических карт и диагностика для выявления уровня знаний и навыков детей о проблеме. | Воспитатель Анишкевич О.И. |
03.10.16 | Введение. Беседа «Здоровый образ жизни» | Воспитатель Леонтьева М.Н., дети старшей группы. |
07.10.16 | Беседа «Безопасное поведение в группе» | Воспитатель Анишкевич О.И., дети старшей группы. |
10.10.16 | Проблемная ситуация « Если мамы нет дома» | Воспитатель Леонтьева М.Н., дети старшей группы. |
11.10.16. | Рекомендации для родителей «Когда можно оставлять вашего ребенка одного?», консультация «Безопасность вашего ребенка». | Воспитатели Леонтьева М.Н. Анишкевич О.И. |
12.10.16. | Постановка опытов «Понятие об электрических зарядах» | Воспитатель; Анишкевич.О.И. и дети старшей группы |
17.10.16. | Проблемная ситуация «Юные пожарные спешат на помощь» | Воспитатель Леонтьева М.Н. и дети старшей группы |
20.10.16. | Экспериментирование«Отпечатки пламени», «Повелитель пламени» | Воспитатель; Анишкевич.О.И. и дети старшей группы |
21.10.16. | Коллективная работа «Пожарная машина тушит пожар в доме» | Воспитатель Леонтьева М.Н. и дети старшей группы |
21.10.16. | Инсценировка сказки «Кошкин дом» (с обсуждением) | Воспитатель; Анишкевич.О.И. и дети старшей группы |
22.10.16. | Посещение «Сказкиного дома», сказка «Солдат Панкрат и Муха Горюха», по теме безопасности детей дома. | Родители детей старшей группы, Воспитатели Леонтьева М.Н., Анишкевич О.И. |
24.10.16. | Выставка плакатов совместных с родителями «Огонь – не игрушка!». | Родители детей старшей группы |
24.10.16. | Развивающая ситуация « К нам пришел сегодня гость». | Воспитатель Леонтьева М.Н. и дети старшей группы |
26.10.16. | Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят» | Воспитатель; Анишкевич.О.И. и дети старшей группы |
02.11.16. | Проведение досуга по теме «Безопасность дома» | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети старшей группы |
03.11.16. | Создание фотоальбома «Сокровища детских карманов», Беседа (закрепление) «Безопасный дом». | Воспитатели; Анишкевич.О.И., Леонтьева М.Н. и дети старшей группы. |
09.11.16. | Подведение итогов. Диагностика приобретенных знаний по теме «Я знаю правила безопасного поведения дома». |
7.2 Деятельностный этап.
Познавательное развитие.
- Расширить и углубить представления детей о правилах безопасного поведения дома, научатся соблюдать правила обращения с различными приборами, правилам поведения в различных ситуациях, противопожарной безопасности.
- Дети учатся практическим действиям при возникновении несчастного случая.
- Развивать логическое мышление детей через применение символов-моделей.
- Обобщить сведенья детей по правилам безопасного поведения дома.
Художественно – эстетическое развитие.
- Познакомить детей с художественными произведениями, поговорками, загадками по теме; «Безопасность дома», «Опасно – неопасно», «Вредно – полезно», «Распорядок дня».
- Выполнить индивидуальные, парные и коллективные творческие работы по теме «Безопасный дом», «Вредно – полезно», «Пожарные тушат пожар в доме».
- Сформировать навыки самостоятельной творческой деятельности, познания через творческую активность.
- Разучить детские стихи о правилах безопасности жизнедеятельности.
Речевое развитие.
- Формировать умение у детей более полно описывать сюжетные картинки и мнемотаблицы по правилам безопасного поведения дома, строить сложноподчиненные предложения.
- Совершенствовать грамматический строй речи детей: сочетать существительные с прилагательными: опасные предметы, тонкий провод, электрический ток, острый нож, яркое пламя и т.д.
- Обогатить словарный запас детей словами; электроприборы, бытовая техника, опасные предметы, безопасность, противопожарная безопасность, эвакуация, спец. транспорт , специальная форма и т.д.
Результаты реализации проекта:
- Осознанное исполнение правил безопасного поведения дома.
- У детей расширился познавательный интерес, расширились представления о некоторых профессиях (полиция, пожарные, служба спасения), способов выхода из различных ситуаций в играх.
- Сформировались знания о значении правил безопасного поведения дома для жизни.
- Дети стали понимать значение символов моделей, умеют их применять в НОД.
- Научились безопасно пользоваться материалами и оборудованием для проведения опытно-экспериментальной деятельности (с различными предметами и природными материалами, а также свечой).
- Обогатился опыт детей в сфере основ безопасности жизнедеятельности по теме «Безопасное поведение дома».