Совместные занятия спортом детей и родителей
выставляет инструктор по физ. культуре Захарова Ольга Анатольевна
Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры. И сами родители в большинстве своем самокритично оценивают свое участие в физическом воспитании детей, ссылаясь при этом на ряд причин, которые мешают им проявить себя более достойно. Действительно, часть родителей не имеет достаточной физкультурной подготовки. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Все это хорошо. Плохо то, что часто на этом и успокаиваются, полагая, что хорошее здоровье ребенка уже будет обеспечено автоматически. А на деле выходит, что чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую порождают бытовую лень, ослабляют их здоровье, уменьшают их работоспособность. В физическом воспитании главным является формирование физкультурно-гигиенических навыков. Навыки четкого режима сна и занятий, рационального проведения свободного времени, утренняя гимнастика, водные процедуры – все это превращается со временем в само собой разумеющиеся принципы организации каждого дня. Чтобы прогулочное время не проходило в пустых, а то и небезопасных занятиях, необходимо, как минимум, следующее: помочь ребенку освоить хотя бы 3-4 наиболее простые, известные всем игры, которые он мог бы затеять со сверстниками. Научить его наиболее важным
двигательным умениям и навыкам, чтобы он в любое время года мог найти, чем заняться. Обеспечить его необходимым физкультурным инвентарем. Не забывать поинтересоваться, как прошло его свободное время.
Важен выбор цели: взрослые должны знать, что им делать конкретно в данное время года, в применение к возможностям ребенка, тогда и физическое воспитание идет успешнее. Существенно и такое обстоятельство: совместные занятия, общие спортивные интересы дают родителям возможность лучше узнать ребенка, создают и укрепляют в семье обстановку взаимного внимания и делового содружества, столь необходимую для решения любых воспитательных задач.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
- пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
- углубляют взаимосвязь родителей и детей;
- предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
- позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка. Прекрасно, если родители учат ребенка, помогают ему и вдобавок сами участвуют в спортивных праздниках и соревнованиях. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными. Вспомним дух народных забав, развлечений, главное в них – не стремление к первенству, авозможность принять участие, попробовать свои силы, получить удовольствие от движения, от игры.Мы привыкаем к тому, что дети засиживаются у телевизора. Нам самим надо стараться преодолеть зрительскую всеядность, и детей этому учить. Тогда освободится время для прогулок, игр на свежем воздухе, спортивных развлечений, не будет позднего, нарушающего режима сидения у телевизора. Дело не в том, чтобы «отвлечь» ребенка от телевизора. Постараемся сделать из него нашего помощника. Он дает обширную телеинформацию по физической культуре и спорту. Из передач всегда можно и нужно многое позаимствовать для своей семьи: интересные упражнения, игры, конкурсы, эстафеты. Несомненная польза есть от многих других спортивных передач: физкультурных праздников, олимпиад, соревнований – они расширяют спортивную эрудицию, вызывают интерес к физической культуре.
А если родители постараются хотя бы отчасти компенсировать двигательную пассивность, устроив во время перерывов в футбольном или хоккейном матчах физкультурную паузу: пробежаться возле дома, «посчитать» ступени в своем подъезде, попрыгать со скакалкой, то это будет очень хорошим приложением к телепередаче.
То есть, совместные занятия ребенка вместе с родителями спортом – один из основных аспектов воспитания.
Привлечение ребенка к спорту и организация спортивных занятий.
Начинайте заниматься с ребенком с первых же дней его жизни. Бережно относитесь к нежным тканям младенца, вооружившись основательными знаниями, подробно приведенных в специальной литературе. Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятий в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в школе, физкультурном обществе и культурно-просветительных учреждениях, где ребенок занимается под руководством специалиста. Возможностьвключить в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Необходимо уделять ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его. Следует соблюдать принцип систематичности, чтобы ребенок постепенно привыкал к занятиям, чтобы они стали для него ежедневной потребностью. Продолжительность занятий родителей с ребенком различна: она зависит от возраста ребенка, от лимита свободного времени родителей, от времени суток, а также от того, что делает ребенок дома.
Занятия во второй половине дня должны предоставить ребенку больше времени для освоения разнообразных движений с предметами и для упражнений на различных снарядах – желательно в обществе сверстников. В эти же часы удобно провести более длительное тренировочное занятие с одним из родителей (около 20 мин.). Упражнения перед ужином – наиболее частая форма совместных занятий, так как родители, как правило, дома и хотя бы один из них может заняться ребенком. В этот период есть время для разучивания акробатических упражнений, проведения игр и совершенствования достигнутых результатов. После ужина заниматься с детьми физкультурой не рекомендуется: интенсивная двигательная деятельность после еды вредна, а, кроме того, после физических упражнений дети трудно засыпают. Обязательно нужно использовать любую возможность подвигаться вместе с ребенком на свежем воздухе – чаще всего она предоставляется в выходные дни. Для нормального развития ребенка очень важно ежедневное пребывание на свежем воздухе. Интересен такой факт: пока ребенок в грудном возрасте, родители добросовестно соблюдают это требование, но когда дети подрастают, родители частенько о нем забывают. Ребенок нуждается в активных движениях на воздухе, причем в любую погоду. Если ребенок в летнее время может проводить весь день на воздухе, это благоприятно отражается на его физическом развитии. В некоторых детских учреждениях дети играют, едят и спят на свежем воздухе. В результате они меньше болеют и больше двигаются.
Для нормального физического развития здорового ребенка недостаточно просто сопровождать мать в магазин за покупками, спешить за ней по наиболее оживленным улицам города; необходимым требованием для него является возможность свободно побегать. Родители обычно торопятся и не осознают, что ребенку приходится все время бежать, чтобы угнаться за их темпом.
Таким образом, организм его получает чрезмерную нагрузку. Во время долгих походов родители тоже переоценивают детские силы. Ребенку гораздо полезнее просто побегать, поиграть – в этом случае он сам контролирует степень утомления.
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятия в скучный урок. Дошкольники еще не испытывают потребности учиться в буквальном смысле слова. В связи с этим тренировки должны проходить в форме игры – тогда ребенок все время будет находиться в прекрасном настроении. Постепенно вовлекайте ребенка во все новые виды игры и забавы, систематически повторяя их, чтобы ребенок закрепил изученные движения.
Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он умеет, что он уже сам покажет.
Пробудить у ребенка интерес к занятиям поможет также демонстрация его умений перед остальными членами семьи или же его сверстниками. Так постепенно у ребенка развиваются уверенность в своих силах и стремление учиться дальше, осваивая новые, более сложные движения и игры.
Если у ребенка нет желания заниматься, проанализируйте причины такого негативного отношения к занятиям, чтобы в дальнейшем создавать более благоприятные условия. Некоторые полные дети не любят заниматься потому, что им тяжело двигаться, они склонны к лени. Таких детей следует лечить с помощью диеты и всячески стремиться привлечь к занятиям, чтобы они не отставали в двигательном развитии. Кроме похвалы, поощрением для них может служить и убедительные объяснение, почему так необходимы занятия физкультурой.
Взрослый должен знать, какое упражнение он хочет разучить с ребенком, как будет его выполнять и чего хочет этим достичь. Каждое упражнение и подвижная игра имеет свою задачу, цель, значение, они подразделяются на несколько групп.
В первую группу входят упражнения, направленные на выработку правильной осанки, правильного положения головы, плеч, других частей тела. Упражнения такого рода называются оздоровительными; именно эти движения способствуют правильному физическому развитию. При выполнении этих упражнений необходимо уделять особое внимание правильному их выполнению, чтобы добиться требуемого распрямления спины, растягивания соответствующих мышц. Родители могут демонстрировать упражнения ребенку, а затем помочь ребенку освоить новое движение. При выполнении любого упражнения этой группы требуется помощь и неназойливое наблюдение со стороны родителей, чтобы отдельные позы и положения были правильными.
Во вторую группу входят упражнения, содержащие элементы акробатики. Они направлены на развитие ловкости, гибкости и быстроты реакции и выполняются со страховкой. Чтобы обеспечить полную безопасность при выполнении этих движений, взрослые должны быть очень осторожны и внимательны.
Поскольку родители заинтересованы в том, чтобы развить у ребенка смелость, умение преодолевать страх, вызываемый необычным положением тела или быстрыми изменениями поз, следует терпеливо учить его ориентироваться в необычных положениях, пока он не преодолеет боязнь и не будет с радостью повторять акробатические упражнения.
К третьей группе относятся подвижные игры, в которых используются ходьба, бег, прыжки, лазанье и броски. Для того чтобы естественные движения были притягательными для детей, их объединяют игрой с простыми правилами.
Таким образом, ребенок учится соблюдать определенные правила, дисциплину, а также и умению сосредотачиваться. Необходимо учить так же и умению проигрывать. Для проведения игр нужен коллектив: ребенок играет с родителями или же со старшими братьями и сестрами.
В четвертую группу входят упражнения с использованием различных предметов, снарядов на свежем воздухе или в помещении. Сюда относятся, например, ходьба по приподнятой и наклонной плоскости, лазанье по лесенке и гимнастической стенке, проползание под различными препятствиями, перепрыгивание через препятствия. Здесь необходимо соблюдать принцип постепенного повышения требований к детям. Особенно важна изобретательность родителей, помогающая в обычных условиях смастерить для детей различные интересные преграды для перелезания, перепрыгивания и раскачивания, которые обогатили бы запас движений ребенка. Желательно ежедневно подготавливать для ребенка в квартире увлекательную дорожку препятствий, чтобы он мог поупражняться на ней в ловкости, быстроте реакции, закрепить различные движения. На природе подобные дорожки можно легко соорудить с помощью веревок, досок.
Дети преодолевают дорожку препятствий самостоятельно, стараясь сделать это как можно лучше. В этих упражнениях важна не столько точность выполнения, сколько быстрая адаптация к необычным условиям. Детям больше всего нравился этот вид упражнений.
Пятую группу составляют музыкально-ритмические упражнения, воспитывающие у детей грациозность, осознанное выполнение движений и сочетание движений с ритмом стихов, песенок, музыки. Ребенок вначале учится слушать музыку и понимать ее характер, а затем непринужденно соединяет движение с музыкой. Если ребенок движением может подчеркивать ритм и характер музыки, вживаясь в нее, он получает большие преимущества для дальнейшего обучения игре на музыкальном инструменте, танцам, пению. Систематические занятия любым видом спорта развивают силу мышц, выносливость, быстроту и ловкость.
Однако «вес» этих качеств в разных видах спорта различен. Вот почему для занятий тем или иным видом спорта необходим предварительный совет со спортивным педагогом и врачом. При этом учитывают состояние здоровья и характер физического развития школьника, а также возможное влияние на развитие его организма тренировочных занятий.
Дошкольникам можно рекомендовать некоторые виды спорта, а именно те, которые развивают ловкость, гибкость и координацию движений, предусматривают равномерную и умеренную нагрузку на возможно большую группу мышц тела, например: фигурное катание, художественная гимнастика, плавание и др.
Занятиями теми видами спорта, которые связаны с упражнениями скоростно-силового характера небольшой интенсивности и продолжительности (прыжки в длину) или же с тренировками, в которых довольно интенсивные упражнения силового характера чередуются с паузами (волейбол, водное поло), можно начинать с 10-11 лет.
С 12-13 лет обычно разрешают начинать подготовительные занятия почти по всем видам спорта, которые не только развивают скорость, ловкость, но и включают упражнения на выносливость и силу(велоспорт, гребля, толкание ядра и др.)
И еще одно замечание: занятия спортом должны проводиться под руководством тренера. Невозможно представить себе занятий физкультурой и спортом без соревнований. Но спортивные соревнования для детей – это не только физическая, но и большая эмоциональная нагрузка. А слишком высокая нагрузка на нервную и эндокринную системы может привести к нежелательным, даже к тяжелым срывам. Вот почему специальными указаниями строго регламентируется возрастом, с которого дети могут участвовать в соревнованиях различного масштаба.
Точно предугадать возможности будущего спортсмена – дело трудное. И поэтому желание самого ребенка надо учитывать прежде всего. Страстное желание иной раз в состоянии пробудить способности. Надо всегда помнить, что эмоции в спорте играют большую стимулирующую роль. Учитывая физическое развитие ребенка, можно предсказать, в каком виде спорта он может преуспеть. Один из самых элементарных критериев спортивной ориентации детей – рост. Удобнее всего в этом отношении ребятам среднего роста, им в принципе открыты пути во все виды спорта. Низкорослым лучше ориентироваться на виды спорта, имеющие весовые категории: бокс, акробатика и др.
Немалую роль при выборе видов спорта играет масса человека. Здесь труднее всего что-либо предсказать на несколько лет вперед. И все-таки: если у мальчика или девочки «широкая кость» и они склонны к полноте, им очень трудно было бы добиться удачи в таких видах спорта, как гимнастика, фигурное катание.
Но самым главным критерием спортивной ориентации остается характеристика двигательных особенностей. Способен ребенок бегать очень быстро, но без устали – ему всегда найдется в легкой атлетике занятие по душе. Также важна реакция. Словом, возможности приобщения детей к спорту велики. Они будут расти из года в год. Долг родителей – использовать эти возможности на благо воспитания всесторонне развитого человека.
Материал использован с сайта;MААМ.RUавтор консультации Татьяна Марычева.
«Формирование у детей культурно-гигиенических навыков»
выставляет старший воспитатель Труфанова Оксана Викторовна
Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) имеет значение не только для успешности социализации детей, их самостоятельности, но и для их здоровья. С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идет не просто усвоение правил и норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, вхождения малыша в мир взрослых. Нельзя этот процесс пускать на потом, период раннего и дошкольного возраста наиболее благоприятный для формирования культурно-гигиенических навыков и привычек. Затем на их основе строится развитие других функций и качеств.
Так, например, соблюдение правил личной гигиены, привычка следить за чистотой тела, полости рта и носа не только говорят о культуре ребенка, но и являются гигиенической основой для сохранения здоровья в течение всей жизни.
Гигиеническое воспитание в дошкольном учреждении и дома, является частью общего воспитания, строится с учетом формирования условных рефлексов у ребенка, постоянного и поэтапного повторения тех или иных действий. Не меньшее значение имеет и подражание ребенка взрослым. Поэтому правильные воспитательные воздействия будут эффективны лишь в том случае, если дома и в дошкольном учреждении взрослые подкрепляют их своим поведением. Недопустимы дурные примеры, такие, как ковыряние в носу – весьма распространенная вредная привычка детей, часто перенимается от взрослых. То же следует сказать и о ковырянии в ухе, которое может вызвать травму уха, нарушение слуха, кровотечение.
Необходимо разъяснять детям вред привычек держать во рту мелкие предметы, грызть карандаши, ручки – ведь они могут попасть в горло, дыхательные пути, пищевод, что очень опасно. Вредная привычка втягивать слизь из носа в глотку и полость рта (шмыгать носом) довольно распространена у детей. Такая манера при насморке и гайморите ведет к попаданию инфекции через слуховую трубу в среднее ухо и его воспалению.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
При воспитании культурно-гигиенических навыков большое значение имеет пример,близких людей. В семье, где родители, старшие братья и сестры не сядут за стол, предварительно не вымыв руки, и для малыша это становится законом.
Прежде всего, для формирования культурно-гигиенических навыков у детей, необходимо:
- Обеспечить постоянное, без всяких исключений, выполнение ребенком установленных гигиенических правил. Ему объясняют их значение. Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки;
- Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста;
В дошкольном возрасте у детей могут быть сформированы определенные навыки и привычки:
- мыть руки перед едой, после пользования уборной,игры с животными, по возвращении с прогулки и всегда, когда они грязные;
-следить за полостью рта . С двухлетнего возраста ребенка следует научить полоскать рот, с трех лет – правильно чистить зубы (сверху вниз – вверх, с наружной и внутренней стороны) перед ночным сном. Утром после сна достаточно полоскать рот. Полоскать рот надо тёплой водой и после еды;
- пользоваться расчёской, носовым платком. Нужно приучать детей отворачиватьсяпри кашле, чихании, прикрывать рот носовым платком;
- аккуратно принимать пищу: брать понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом), салфеткой, не разговаривать во время еды.
- следить за чистотой тела, ногтей, опрятностью одежды, причёски, соблюдать порядок в своём шкафу ( раскладывать одежду в определённые места).
Приемы привития культурно-гигиенических навыков
В воспитании культурно-гигиенических навыков в старшем возрасте огромную роль играет оценка, т. е. положительное или отрицательное суждение взрослого об отдельных поступках и поведении ребенка. Более широко взрослый пользуется положительной оценкой: одобрением, поощрением, похвалой. Одобрение поддерживает в детях желание в дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше. Положительная оценка дается и в том случае, когда нужно показать успехи в овладении новыми навыками.
Для привития культурно-гигиенических навыков во всех возрастных группах применяют показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях.
Широко используются, особенно в младшем дошкольном возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения.
Важно соблюдать принципы систематичности, постепенности и последовательности формирования культурно-гигиенических навыков с учетом возраста и индивидуальных особенностей малыша.
Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.
Рекомендуется использовать для привития или закрепления культурно-гигиенических навыков малые формы фольклора, стихотворения, пословицы, художественную литературу:
(К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка», М.Яснов«Я мою руки», Я. Аким «Мыть посуду я люблю», В. Зайцев «Я одеться сам могу», А. Воронкова «Маша-растеряша», Е. Благинина «Аленушка», «Научу обуваться я братца», З. Александрова «Утром», «Купание»).
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косынька, до пят,
Все волосыньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Дочка, маму слушайся.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Я сегодня утром рано,
Умывалась из-под крана!
Я сама теперь умею
Вымыть личико и шею.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза! Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Хорошенько! Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся! Умывайся!
Грязь, смывайся! Убирайся!
Пара-пара-паровоз
Мало пара нам привез,
А без пара Ваньке -
Не помыться в баньке.
В.Берестов
А у нас есть ложка
Волшебная немножко.
На тарелочке – еда.
Не оставит и следа!
Кликнем ложку нашу -
Подберет всю кашу!
Это – ложка,
Это – чашка.
В чашке – гречневая кашка.
Ложка в чашке побывала -
Кашки гречневой не стало!
А.Кузнецова
Кто умеет утром сам,
Просыпаться по часам?
Я умею по часам,
Просыпаться утром сам!
Я умею на кроватке
Простыню расправить гладко.
И у скомканной подушки
Кулачком задвинуть ушки.
Что поставят, то и кушай, а хозяина в доме слушай!
Хлеб – соль кушай, а добрых людей слушай.
Ешь больше, проживешь дольше.
Мило не мыло, а беленькое личико.
Материал использованиз следующих источников:
http://www.resobr.ru/article/39376-formirovanie-kulturno-gigienicheskih-navykov-v-detskom-sadu
bibliofond.ru
Нетрадиционные методы оздоровления организма.
выставляет учитель – логопед Березкина Юлия Викторовна
По определению всемирной организации здравоохранения, здоровье – «это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недостатков».
Наш организм имеет огромный потенциал самооздоровительных сил. Еще Гиппократ говорил, что лечебные средства только тогда становятся необходимы, когда недостаточно естественных сил организма. К счастью, существует множество естественных путей оздоровления, проверенных временем. Доказано, что эффект от регулярного их применения достаточно высок.
Сейчас широко используется (в том числе и в логопедии) массаж, фитотерапия, хромотерапия, звукотерапия, аромотерапия и т.п. С их помощью воздействуют на процессы, происходящие в организме человека (улучшают обмен веществ, усиливают крово- и лимфоток, газообмен, гармонизируют энергетику), и повышают качество жизни. У природных средств лечения и профилактики болезней не только долгая история, но и блестящее будущее.
Нетрадиционные методы просты, доступны, эффективны, не имеют возрастных границ. Использование нетрадиционных методов улучшает у ребенка память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы, устраняет стрессы. Снижает уровень утомляемости, улучшает коммуникативную функцию, а в условиях работы целостного организма - соматическое состояние.
Большинство из этих методов пришли к нам из глубокой древности. И в настоящее время возникла необходимость учитывать проверенные тысячелетиями наблюдения людей, в частности – влияние на соматическое и психическое состояние ребенка музыки, цвета, запахов. Известно, что их сочетание может оказывать различное воздействие – успокаивающее, расслабляющее, тонизирующее, стимулирующее, укрепляющее и т.д.
Так например, синий, зеленый, голубой цвета, медленная, негромкая, плавная музыка, запахи лаванды, мяты, кориандра успокаивают. А запахи лимона, эвкалипта оказывают стимулирующее, тонизирующее действие, аналогичное влиянию красного, оранжевого, желтого цветов и быстрой, ритмичной, громкой музыки. (Хотелось бы напомнить, что с запахами надо работать очень осторожно. Следует убедиться в том, что ребенок не имеет аллергии на предложенный аромат).
Апитерапия – лечение продуктами пчеловодства – очень эффективна (если у человека нет аллергии на мед и продукты пчеловодства) . Мед усваивается в организме человека на 100% и обладает легким снотворным, успокаивающим, послабляющим действиями. Он снимает бессонницу, неврозы, повышает работоспособность.
Конечно проводить терапевтическое лечение этими методами могут только специалисты – медицинские работники. Но в осенне-зимний период для улучшения качества сна и здоровья можно использовать простой рецепт: За 1 – 1,5 часа до сна растворите ложечку меда в трех четвертях стакана теплой воды и выпейте.
Релаксация
Полезно также знать несколько релаксационных поз:
1.Наиболее оптимальной является поза лежа на спине. Голову надо положить на плоскую подушку (мышцы шеи при этом легче расслабляются); руки слегка согнуть в локтях, ладони повернуть вниз не касаясь туловища. Ноги должны быть слегка разведены и немного согнуты в коленях, для чего под них можно положить маленькие валики.
2.Лечь на правый бок
Первый вариант. Правые руку и ногу вытянуть в линию с туловищем, а левые полусогнуть и выставить вперед.
Второй вариант: правую ногу вытянуть в линию с туловищем, а левую полусогнуть и выдвинуть вперед. Ладонь левой руки положить на бедро; правую руку согнуть в локте и выдвинуть вперед ладонью вверх на уровне лица.
Важно уметь отдыхать и в течение дня. Несколько минут релаксации помогут сохранить силы и бодрость.
3. При наличии условий рекомендуется. Сидя в мягком кресле с подлокотниками принять позу «Авиапассажира». В этой позе спина и затылок опираются о спинку кресла или валик для головы, руки лежат на подлокотниках, согнутые в локтевых суставах, ноги слегка разведены, носки расставлены немного врозь.
4. Основной позой для релаксации сидя является поза «Кучера». С ее помощью достигается максимальное расслабление всех мышц тела. Сидящий в положении «Кучера» должен сохранять равновесие без смещения туловища вперед или назад. Голову при этом следует мягко опустить, ноги согнуть в коленях под прямым углом и слегка расставить их в стороны, руки со свисающими вовнутрь кистями согнуть в коленях и положить на бедра.
Чтобы увеличить пользу от драгоценных минут отдыха, мы можем провести небольшой аутотренинг:
Мой разум позволяет мне понять, что мое Тело – это прекрасное Чудо. Я радуюсь, что живу. Я подтверждаю с помощью разума мою способность излечить себя. Мой разум выбирает мысли, от которых зависит мое будущее – каждая его секунда. Я пользуюсь разумом и получаю от него мою силу и способность к исцелению. Я выбираю мысли, которые улучшают мое самочувствие. Я люблю и ценю мой замечательный разум!
В такой отрасли, как логопедия, в настоящее время массаж и другие нетрадиционные формы воздействия на организм человека играют значительную роль, особенно при малой подвижности артикуляционной и мимической мускулатуры, при поведенческих проблемах, которыми страдают многие дети с речевой патологией.
Массаж - один из методов физического и энергетического воздействия на тело человека – может успокоить, снять боль, помочь победить болезнь и даже способствует умственному, речевому и физическому развитию детей.
Влияющим на организм моментом массажа является механическое раздражение тканей специальными приемами (поглаживание, растирание, разминание и т.д.) Одни приемы (поглаживание, легкое растирание ) действуют на человека успокаивающе, другие (глубокое растирание, разминание, ударные приемы) вызывают возбуждение. Массаж оказывает разностороннее влияние на организм и прежде всего на центральную нервную систему, а она координирует жизнедеятельность всех других систем организма, обеспечивая тем самым его целостность. Таким образом, в результате массажа происходит мобилизация защитных и приспособительных сил организма, приводящих к нормализации его функции при самых различных нарушениях, в том числе и речевых.
Конечно, при проведении массажа учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка, составляется индивидуальный комплекс массажа, который должен проводить специалист – медицинский работник или логопед. Но и родители могут принять посильное участие в такой важной оздоровительной работе.
Массаж профессора Ауглина.
Современный детский психолог из Швейцарии Фритц Р. Ауглин разработал развивающий массаж, направленный на развитие и улучшение памяти, абстрактного мышления, а значит – и на развитие речи. Этот массаж рекомендован детям с самого рождения. Пока ребенок мал, делать ему такой массаж может играя и приговаривая мама. По мере взросления малыша нужно постепенно учить его самостоятельно выполнять упражнения . Особенно ценно то, что этот самомассаж не имеет противопоказаний и не может иметь негативных последствий.
Объектом воздействия являются: уши, щеки, подбородок и лоб. Каждое упражнение выполняется на медленный счет до 10. Эта процедура не утомительна, так как занимает всего 10 минут.
1. Взявшись за мочки ушных раковин, оттянуть их вниз.
Взявшись за верхушки ушей, оттянуть их вверх
Взявшись за середину (не за мочки) ушей, оттянуть их вперед, затем назад и в стороны
2. Указательными средними пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках (1 мин.)
3. Указательными и средними пальцами рук «рисовать» круги вокруг глаз – «очки» (глаза должны быть открыты). Движения пальцами совершают от наружных концов бровей по глазницам до внутренних углов глаз. (1 мин).
4. Указательными и средними пальцами рук «Рисовать» круги по контуру лба и на подбородке. Движения следует выполнять обеими руками одновременно, но в противоположных направлениях
5. Массаж носа.
Подушечками указательных пальцев обеих рук сильно нажимать на следующие точки:
- На переносице, на уровне внутренних уголков глаз.
- На середине носовой кости.
- У края носовой кости – у крыльев носа.
- Под носом по центру, над верхней губой.
На каждую точку необходимо нажать и держать ее, не отпуская, под счет до 20. Делать по1 разу.
Чтобы сила надавливания на точки была достаточной, локти следует разести в стороны, руки параллельно полу.
6. Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо и наоборот. Делать по 10 раз.
Поскольку у детей преобладает конкретно-образное мышление, комплекс упражнений можно сопровождать проговариванием стихов. Их содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения, для того, чтобы у ребенка возникал конкретный образ.
Ушки вниз и вверх тяну, Глажу лоб и подбородок:
А потом вперед сгибаю Влево – круг и вправо – круг,
Вновь на место возвращаю Выполняю аккуратно,
В стороны их потяну Чтоб не ошибиться вдруг.
А теперь поглажу щечки, Точки на носу найду
Круг на них рисую я. Крепко пальцами прижму:
Всё я точно выполняю, Раз – два – три – четыре –
Мягко движется рука И опять все повторю.
Чтобы глазки не болели, Вправо, влево едет рот –
Вдаль смотреть могли они, Как огромный пароход.
Я поглажу их руками, Мы его остановили
Нарисую им очки. И зарядку завершили.
Консультация для родителей по ознакомлению с методикой
Е. Железновой «Музыка с мамой».
выставляет Музыкальный руководитель – Климович Ольга Александровна.
Я хочу представить Вашему вниманию методику Екатерины и Сергея Железновых «Музыка с мамой». Это серия игр и занятий с детьми дошкольного возраста, направленная на развитие музыкальных и творческих способностей. Преимуществом методики является создание музыкальной развивающей среды не только на групповых занятиях, но и в семье.
Занятия по методике «Музыка с мамой» обеспечивают общее музыкальное развитие ребенка и формируют специальные навыки, необходимые для дальнейшего музыкального образования.
Данная программа очень обширна и охватывает все виды творческой деятельности детей.
Это:
- обучение музыкальной грамоте в игровой форме,
- игра на музыкальных инструментах,
- развитие музыкального слуха и певческих способностей,
- игры на развитие слухового внимания, памяти, ритмического чувства, ориентации в пространстве
- пальчиковые игры,
- подвижные и хороводные игры,
- инсценирование сказок
Вся музыка записана в высоком качестве, в удобном темпе, с хорошей аранжировкой, все песенки исполнены профессионально, образы доступны и понятны детям, тексты песен составлены так, что под них очень удобно двигаться. Есть плюсовые и минусовые фонограммы, то есть, выучив песенку, вы сможете петь её вместе с ребёнком самостоятельно.
Данная серия занятий решает очень много задач, но самое главное, что подарит «Музыка с мамой» Вашему ребёнку – это радость музыкально-игрового общения с друзьями и с Вами, дорогие родители!
«Колыбельные песенки» - это русские народные колыбельные в традиционном исполнении, дополненные звуками живой природы – «Баюшки-баю», «Спи, дитятко», «Приди, котик» и др.
«Песенки–потешки» - обеспечивают весёлое общение с взрослыми, способствуют физическому, эмоциональному и интеллектуальному развитию самых маленьких – «Потягушки», «С гуся вода», «Коза рогатая», «Аты-баты» и др.
«Пальчиковые игры» - развивают речь и мелкую моторику, дети получают разнообразные сенсорные впечатления, у них развивается внимательность и способность сосредотачиваться – «Тук, ток, паучок», «Обезьянки», «Пчелки», «Поросята», «Червячки», «Улитка», «Рыбки», «Краб», «Перчатки».
«Подвижные игры» – это хороводы, марши, танцевальные движения, жмурки, салки учат малышей лучше осознавать различные ситуации и роли, принимать решения, добиваться взаимопонимания, идти на компромисс, развивают эмоциональность, воображение, память, координацию движений и ритм, музыкальный слух и навыки общения – «Кошки – мышки», «Кто в тереме живёт», «Пугало», «Охотник и заяц», «Левая и правая», «Прятки», «Как котята» и др.
«Песенки – инсценировки» - сопровождаются показом игрушек и несложными жестами, что способствует комплексному развитию музыкальных способностей, а также развивает память и внимание ребенка – «Наши ручки», « Едем – едем», «Два кота», «Мой зонтик» и др.
«Физкультминутки» (жестовые и подражательные игры) - формируют двигательные навыки, способствуя хорошему физическому развитию, являются средством предупреждения сердечно-сосудистых заболеваний и неврозов.
Развивают слух, зрение, речевую память, чувство ритма, устойчивое внимание, быстроту реакции и обеспечивают хорошее настроение. Упражнения собраны в специальные комплексы, объединенные игровым сюжетом, и включают в себя ходьбу, бег, наклоны, повороты, приседания – «Шарики», «Лягушата», «Автобус», «Воробушки», «Часы» и др.
«Сказочки–шумелочки» - для звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах. В домашних условиях это могут быть ложки, шуршащая бумага, расчески, баночки с крупой, связки ключей, крышки от кастрюль, стаканы и т. д. Сказочки-шумелки развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение –«Трусливый заяц», «Зима в лесу», «Танец для мышки», «Дождь и радуга», «Страшный Пых», «Ветер», «Концерт на кухне или чей голос лучше» и др.
«Игровые массажи» – при проведении массажа дети выполняют разнообразные движения пальцами и руками, что хорошо развивает крупную и мелкую моторику. Когда детям делается массаж, это обеспечивает их сенсорное развитие (они оценивают холод и тепло, характер прикосновения, направление движения, силу давления, гладкость или шершавость материала). Дети воспринимают интонации голоса, содержание текста, музыкальные тембры и шумы, темп и ритмы музыки. Массаж влияет на физическое развитие, тонизирует или расслабляет, поднимают настроение – «Рельсы-рельсы», «Пёрышко», «Ежик», «Лошадка», «Дождик», «Мышки», «Мы пилим», «Барабан», «Дятел», «Маляр» и др.
В репертуаре Железновых есть также диски с музыкальными сказками, аэробикой для малышей, коммуникативными играми, английскими песенками и стихами, изучению алфавиту, обучению счету и чтению, играми с музыкальными инструментами и мн. др.
«Ребёнок ценит не то, сколько денег вы на него потратили, а то, сколько свободного времени вы ему уделили». Общайтесь больше со своими детьми!