Паспорт проекта.
Название проекта: « Как малыши весну искали»
Авторы проекта: Андреева Ольга Михайловна – воспитатель, Рыбинкина Марина Георгиевна – воспитатель, Кутузова Екатерина Геннадьевна – муз. руководитель
Обоснование актуальности проекта:
Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное. Важное значение природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский, который считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка; утверждал, что для совершенствования слова и мысли ребенка необходимо обогащать его душу понятными, яркими образами природы.
Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. Дети учатся наблюдать, выделять эти связи и объяснять наблюдаемое, что оказывает значительное влияние на развитие их мыслительное деятельности. В процессе познания природы дети осваивают грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, что помогает им анализировать предмет и явление с разных сторон. В связи с этим, создаются условия для развития связной речи и формирования таких ее качеств как последовательность, логичность, доказательность и четкость. Ребенок учится рассуждать, рассказывать описывать. Наблюдение способствует развитию умственной и речевой активности детей.
В возрасте 3-4 лету детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Поэтому, основной технологией работы в этом проекте была выбрана мнемотехника. Её приёмы помогают облегчить процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Цель проекта: Развивать речевую активность детей через наблюдения за объектами живой и неживой природы, используя средства мнемотехники
Вид проекта: исследовательско-коммуникационный
Задачи проекта:
• Пополнять активный словарь детей существительными, прилагательными, наречиями, глаголами.
• Формировать умения детей с помощью взрослого рассказывать об увиденном объекте живой или неживой природы в процессе наблюдений.
• Учить слышать, понимать и отвечать на заданные вопросы воспитателя в процессе наблюдений в природе.
• Формировать у детей интерес к объектам природы, доброжелательное отношение к живым существам и эмоциональную отзывчивость на общение с ними.
• Осваивать умение активно пользоваться монологической речью, согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе, падеже.
• Формировать умение пользоваться мнемотехническими дорожками и таблицами в построении сложных предложений
Целевая аудитория (для кого предназначен): дети младшего дошкольного возраста
Участники проекта (кто реализует): воспитатели, музыкальный руководитель и родители II –ой младшей группы
Ресурсное обеспечение: Организация экскурсий выходного дня в Ботанический сад, Русский музей.
Сроки реализации проекта: 3 месяца
Краткий план реализации проекта (содержание этапов проектирования):
Этапы работы | Мероприятия | Тема, материалы | Сроки выполнения | Ответственные |
Подготовительный | 1.Координационное совещание педагогов | 1.Выбор темы, направлений, распределение работы2.Составление плана3.Подбор материала по теме (литература, атрибуты, игры). 4.Определение форм и способов мониторинга |
В течение 1-ой недели 2-а совещания | Воспитатели и музыкальный руководитель |
2.Родительское собрание «Развитие речи детей средствами мнемотехники, через наблюдения» | Информирование о теме и задачах проекта | В начале первой недели. | Воспитатели | |
Основной |
Направления, выбранные для работы |
|||
1.Работа в совместной деятельности и НОД | 1.Март: «Заюшкина избушка», «Мамин праздник», «Почему плачут сосульки»2.Апрель: «Первые проталины», «Весёлые ручейки», «Почему весной не ходят в шубе»4. Май: «Первые цветы», «Птицы прилетели», «Насекомые проснулись» | На протяжении проекта | Воспитатели и музыкальный руководитель | |
2. Экскурсии, целевые прогулки | «Это есть сама весна» Посещение Ботанического сада.«Весенние цветы в живописи» Посещение Русского музея.Экскурсия в парк «Как малыши весну искали | Апрель Май. Выходные дни | Педагоги и родители | |
3. Оснащение среды | Игры (разных видов), книги, презентации, иллюстрации и.т.д. | По мере необходимости | Воспитатели и музыкальный руководитель | |
4.Практические консультации | » «Что такое мнемотехника?» | Апрель | Воспитатели | |
«Использованиемнемотехники в развитииречи детей» | ||||
Заключительный | 1.Обобщение результатов работы | 1.Музыкальное развлечение «Как зайка весну искал»2.Картотека мнемотаблицпо лексическойтеме Весна
3. Книга «Весна пришла» (с рассказами о весне) 4.Выставка «Мамы рисуют весну» 5.Презентация «Как малыши весну икали» 6. Мониторинг |
Май | Воспитатели и музыкальный руководитель |
Продукт проекта:
Картотека мнемотаблиц по лексической теме Весна, Книга «Весна пришла» (с рассказами о весне) Выставка «Мамы рисуют весну». Презентация «Как малыши весну икали»
Презентация проекта: Презентация проекта проходила в рамках вечера досуга «Как Зайка весну искал» в ходе, которого дети смогли продемонстрировать полученные знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее.