«Не всё сказки сказывать – будем басней радовать»

Авторы проекта : Салимон Т.А. , Хуснутдинова Е.В. – воспитатели  ст. группа № 2

Вид проекта:

 По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.

По количеству участников:групповой.

Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.

По продолжительности:среднесрочный (четыре недели).

Актуальность:

Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в маленьком ребёнке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время- басни.

В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня- это сочетание мудрости, морали и юмора.

 Цель:

формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.

 Задачи проекта:

-учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа;

-познакомить детей с баснями через драматизацию, художественную деятельность;

-учить понимать мораль басен; образный язык басен;

-формировать эмоционально-образное восприятие произведений;- развивать у детей адекватную, оценочную деятельность, как собственного поведения, так и поступков окружающих;- стимулировать появление у воспитанников положительных черт характера и корректировать нежелательные;-развивать познавательные и умственные способности, связную речь детей;- познакомить детей с некоторыми словами-архаизмами и их современными эквивалентами;- развивать умение создавать образ героя посредством использования костюма, жестов, мимики;-приобщить родителей к семейному чтению литературы;-обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.

 Этапы проекта:

  •  Подготовительный этап:

-выбор темы проекта;

- анкетирование родителей;

-постановка целей и задач проекта;

-подборка наглядного материала, мультипликационной продукции,   музыкального сопровождения;

- подборка книг с иллюстрациями;

- подготовка атрибутов для драматизации;

- консультации для родителей.

Анкетирование родителей:

1)Читаете ли вы своему ребёнку книги?

2)Какие произведения вы читаете ребёнку? (перечислите)

3)Что больше нравится вашему ребёнку? (сказки, стихи, рассказы, прочее.)

4)Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?

5)Каких жанров книги есть в библиотеке ребёнка? (перечислите)

 

  • Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.

 

План реализации проекта:

Срок исполнения

Мероприятия

Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности

Ответственные

1неделя Анкетирование родителей  с целью выявления предпочтений детей, жанров художественной литературы.

Воспитатели

2 неделя Презентация «Что такое басня?»Чтение и обсуждение басен  И. А. Крылова.Раскрашивание картинок  по басням «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська», «Стрекоза и муравей».Просмотр м/ф по басням Крылова.

Лепка «Сова».

 

 

 

Д/и «Узнай басню по картинке», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки»,Книги с иллюстрациями, разных издательств.Раскраски по теме.СД «Басни Крылова»

Воспитатели

 

2 неделя Посещение интерактивного театра «Сказкин Дом» спектакль «Не всё сказки сказывать, будем басней радовать…»

Воспитатели

Родители.

3неделя Изготовление масок для инсценировок басен.Вечер инсценировок басен.Лепка по басне «Ворона и лисица».Рисование по басне «Ворона и лисица».

 

Раскраски масок.Д/и «Что перепутал художник?», «Разрезные картинки»,  «Эмоции».Пантомима «Узнай басню».

Воспитатели.

 4 неделя Сочинение басен и изготовление книжек-малышек.Короткометражный фильм по басням Крылова.

Чтение и обсуждение новых басен.

Просмотр и обсуждение фильмов.

 

 

 

Воспитатели. Родители.

4 неделя

Литературная викторина «Знаток басен».

Д/и «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный ящик», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Пантомима «Узнай басню»

Воспитатели.

 

 

 

Планирование деятельности. Практическая часть проекта. Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.

Область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие. Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей.
Познание.  Развивать любознательность, познавательный интерес.
Речевое развитие Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи.Формировать умения строить самостоятельные высказывания.Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос. 

 

Художественно-эстетическое развитие. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры.

 

Физическое развитие Развитие мотивации к двигательной активности. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение подвижными играми с правилами. Приучить к работе в команде. Воспитывать командный дух.

 

План осуществления проекта

 Методы, использованные педагогами:

Словесные (рассказы, беседы, слушания, обсуждения)

Практические: (создание картотек, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности)

Наглядные:  (рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов, слайдов)

Интерактивные:( посещение интерактивного театра ).

Виды детской деятельности,задействованные в ходе реализации проекта:

Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)

Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)

Двигательная: (подвижные игры)

Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация)

Музыкальная: (прослушивание)

Самообслуживание и элементарный  бытовой труд (оригами)

Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)

Познавательно-исследовательская:(проблемные ситуации, образовательные ситуации)

Совместная работа педагога с детьми

Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды.
Чтение: басни И. А. КрыловаБеседы:«Что такое басня?», «Лесть и похвала», «Непонятные слова», «Хорошие и плохие поступки».Дидактические игры:«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Речевые игры:

Отгадывание загадок, «Доскажи словечко».

Сюжетно-ролевые игры:

«Мы артисты театра».

Подвижные игры:

«Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Сокол и лиса», «Утушка», «Барашек».

 

Мультфильмы:

Союзмультфильм ,1953г. По басням И.А.Крылова.

Музыкальные двигательные упражнения:

«Где мы были –мы не скажем, а что делали покажем…», пантомима «Узнай басню».

Драматизация:

Инсценировка басен: «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Квартет», «Слон и моська», «Обезьяна и зеркало», «Мартышка и очки».

 

Наглядно-дидактические пособия:Картинки к басням.Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:«Мы артисты театра».Дидактические игры:«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».

Игровое оборудование:

Куклы би-ба-бо. Плоскостной театр.

Оборудование для самостоятельного творчества:трафареты, обводки, раскраски.

Музыкальные фонограммы по теме проекта.

Детская литература:

Басни И.А.Крылова, С.Михалкова, А.Н.Толстого.

 

  • Заключительный этап работы:

Ожидаемый результат:

-оснащение развивающей среды в группе;

-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;

-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;

-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;

-формирование умения инсценировать произведения или отрывок из него;

-активное участие родителей в реализации проекта;

-популяризация семейного чтения.

Рефлексия проекта (выводы):

После завершения проекта дети  приобрели следующие умения:

- оценивать поступки, в том числе неоднозначные;

- объяснять смысл поступков, в том числе своих.

В самостоятельной игровой деятельности разыгрывать басни с помощью кукол би-ба-бо и изготовленных масок. Воспитанники получают удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации,  собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.

Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению басен. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей.Родители  отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие. Поставленная  задача поповышению уровня нравственной культуры успешно выполнена, цель  достигнута.

Продукт проекта:

Продуктом проекта является сочинение басен и изготовление книжек-малышек  (совместное творчество родителей и детей).

Производство короткометражного фильма по басням Крылова.

 

Комментарии запрещены.