«Не всё сказки сказывать – будем басней радовать»
Авторы проекта : Салимон Т.А. , Хуснутдинова Е.В. – воспитатели ст. группа № 2
Вид проекта:
По доминирующей деятельности: познавательный, творческий.
По количеству участников:групповой.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
По продолжительности:среднесрочный (четыре недели).
Актуальность:
Одним из направлений в работе с детьми дошкольного возраста является нравственное воспитание. И важным помощником воспитателя в этом вопросе является художественная литература. Воспитывать в маленьком ребёнке чувство отзывчивости, коллективизма, доброжелательности, умение проявлять заботу о товарище и многие другие важные качества личности помогают в наше беспокойное время- басни.
В баснях высмеиваются разные пороки людей. В непринуждённой форме они показывают маленькому человеку, чего нужно остерегаться в жизни, какое поведение окружающие осуждают, а за какое могут поощрять. Каждая басня- это сочетание мудрости, морали и юмора.
Цель:
формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы, а именно баснями.
Задачи проекта:
-учить детей понимать жанровые особенности басни, её отличия от стихотворения и рассказа;
-познакомить детей с баснями через драматизацию, художественную деятельность;
-учить понимать мораль басен; образный язык басен;
-формировать эмоционально-образное восприятие произведений;- развивать у детей адекватную, оценочную деятельность, как собственного поведения, так и поступков окружающих;- стимулировать появление у воспитанников положительных черт характера и корректировать нежелательные;-развивать познавательные и умственные способности, связную речь детей;- познакомить детей с некоторыми словами-архаизмами и их современными эквивалентами;- развивать умение создавать образ героя посредством использования костюма, жестов, мимики;-приобщить родителей к семейному чтению литературы;-обогащать отношения родителей и детей опытом совместной творческой деятельности.
Этапы проекта:
- Подготовительный этап:
-выбор темы проекта;
- анкетирование родителей;
-постановка целей и задач проекта;
-подборка наглядного материала, мультипликационной продукции, музыкального сопровождения;
- подборка книг с иллюстрациями;
- подготовка атрибутов для драматизации;
- консультации для родителей.
Анкетирование родителей:
1)Читаете ли вы своему ребёнку книги?
2)Какие произведения вы читаете ребёнку? (перечислите)
3)Что больше нравится вашему ребёнку? (сказки, стихи, рассказы, прочее.)
4)Есть ли у ребёнка домашняя библиотека?
5)Каких жанров книги есть в библиотеке ребёнка? (перечислите)
- Организационный этап: организация проекта предусматривает взаимодействие воспитателей, детей и родителей.
План реализации проекта:
Срок исполнения |
Мероприятия |
Оснащение развивающей среды для совместной и самостоятельной деятельности |
Ответственные |
1неделя | Анкетирование родителей с целью выявления предпочтений детей, жанров художественной литературы. |
Воспитатели |
|
2 неделя | Презентация «Что такое басня?»Чтение и обсуждение басен И. А. Крылова.Раскрашивание картинок по басням «Мартышка и очки», «Квартет», «Слон и моська», «Стрекоза и муравей».Просмотр м/ф по басням Крылова.
Лепка «Сова».
|
Д/и «Узнай басню по картинке», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки»,Книги с иллюстрациями, разных издательств.Раскраски по теме.СД «Басни Крылова» |
Воспитатели
|
2 неделя | Посещение интерактивного театра «Сказкин Дом» спектакль «Не всё сказки сказывать, будем басней радовать…» |
Воспитатели Родители. |
|
3неделя | Изготовление масок для инсценировок басен.Вечер инсценировок басен.Лепка по басне «Ворона и лисица».Рисование по басне «Ворона и лисица».
|
Раскраски масок.Д/и «Что перепутал художник?», «Разрезные картинки», «Эмоции».Пантомима «Узнай басню». |
Воспитатели. |
4 неделя | Сочинение басен и изготовление книжек-малышек.Короткометражный фильм по басням Крылова. |
Чтение и обсуждение новых басен. Просмотр и обсуждение фильмов.
|
Воспитатели. Родители. |
4 неделя |
Литературная викторина «Знаток басен». |
Д/и «Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный ящик», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки». Пантомима «Узнай басню» |
Воспитатели. |
Планирование деятельности. Практическая часть проекта. Задачи по областям, решаемые в ходе реализации проекта.
Область |
Задачи |
Социально-коммуникативное развитие. | Развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Развитие самостоятельности. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развивать игровую деятельность детей. |
Познание. | Развивать любознательность, познавательный интерес. |
Речевое развитие | Развитие фонематического слуха, умение слушать и отвечать на вопросы. Обогащение активного словаря, развивать связную и грамматическую речь. Побуждать к доказательной речи.Формировать умения строить самостоятельные высказывания.Развивать способность к аргументированному ответу на поставленный вопрос.
|
Художественно-эстетическое развитие. | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать басни.Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Реализация творческой деятельности через аппликацию, рисование, конструктивные игры. |
Физическое развитие | Развитие мотивации к двигательной активности. Становление ценностей здорового образа жизни. Овладение подвижными играми с правилами. Приучить к работе в команде. Воспитывать командный дух. |
План осуществления проекта
Методы, использованные педагогами:
Словесные (рассказы, беседы, слушания, обсуждения)
Практические: (создание картотек, мнемотаблиц для самостоятельной деятельности)
Наглядные: (рассматривание иллюстраций, презентаций, мультфильмов, слайдов)
Интерактивные:( посещение интерактивного театра ).
Виды детской деятельности,задействованные в ходе реализации проекта:
Коммуникативная: (отгадывание загадок, ситуативные беседы, словесные игры)
Восприятие художественной литературы (чтение и обсуждение)
Двигательная: (подвижные игры)
Изобразительная: (Рисование, лепка, аппликация)
Музыкальная: (прослушивание)
Самообслуживание и элементарный бытовой труд (оригами)
Игровая (музыкальные, сюжетно-ролевые, дидактические, настольно-печатные)
Познавательно-исследовательская:(проблемные ситуации, образовательные ситуации)
Совместная работа педагога с детьми |
Самостоятельная творческая деятельность детей, оснащение среды. |
Чтение: басни И. А. КрыловаБеседы:«Что такое басня?», «Лесть и похвала», «Непонятные слова», «Хорошие и плохие поступки».Дидактические игры:«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Что перепутал художник», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».
Речевые игры: Отгадывание загадок, «Доскажи словечко». Сюжетно-ролевые игры: «Мы артисты театра». Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кот и мыши», «Сокол и лиса», «Утушка», «Барашек».
Мультфильмы: Союзмультфильм ,1953г. По басням И.А.Крылова. Музыкальные двигательные упражнения: «Где мы были –мы не скажем, а что делали покажем…», пантомима «Узнай басню». Драматизация: Инсценировка басен: «Ворона и лисица», «Свинья под дубом», «Квартет», «Слон и моська», «Обезьяна и зеркало», «Мартышка и очки».
|
Наглядно-дидактические пособия:Картинки к басням.Атрибуты для сюжетно-ролевых игр:«Мы артисты театра».Дидактические игры:«Разрезные картинки», «Узнай басню по картинке», «Чудесный мешочек», «Эмоции», «Хорошие и плохие поступки».
Игровое оборудование: Куклы би-ба-бо. Плоскостной театр. Оборудование для самостоятельного творчества:трафареты, обводки, раскраски. Музыкальные фонограммы по теме проекта. Детская литература: Басни И.А.Крылова, С.Михалкова, А.Н.Толстого.
|
- Заключительный этап работы:
Ожидаемый результат:
-оснащение развивающей среды в группе;
-формирование умения воспринимать книгу не только как развлечение, но и как источник знаний;
-развитие способности детей делать выводы, умозаключения, умения высказывать идеи и предположения;
-развитие у детей умения воспринимать текст на слух, узнавать знакомые басни по отрывкам из них;
-формирование умения инсценировать произведения или отрывок из него;
-активное участие родителей в реализации проекта;
-популяризация семейного чтения.
Рефлексия проекта (выводы):
После завершения проекта дети приобрели следующие умения:
- оценивать поступки, в том числе неоднозначные;
- объяснять смысл поступков, в том числе своих.
В самостоятельной игровой деятельности разыгрывать басни с помощью кукол би-ба-бо и изготовленных масок. Воспитанники получают удовлетворения от результатов и процесса перевоплощения, импровизации, собственной необходимости и полезности от исполнения собственной роли.
Повысился уровень приоритетности и общепризнанности в детском коллективе ценностей гуманизма, уважения к окружающему миру, толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь. У детей сформировался устойчивый интерес к чтению басен. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительные результаты в развитии детей.Родители отметили положительное влияние проекта и с удовольствием приняли в нем участие. Поставленная задача поповышению уровня нравственной культуры успешно выполнена, цель достигнута.
Продукт проекта:
Продуктом проекта является сочинение басен и изготовление книжек-малышек (совместное творчество родителей и детей).
Производство короткометражного фильма по басням Крылова.