Экологический проект: «Дары леса»
Тип проекта: Познавательно – исследовательский
Групповой, среди детей старшей группы
Время проведения: с 29 сентября по 31 октября
Авторы проекта:
Воспитатель Митрофанова Т.В.
Воспитатель Труфанова О.В.
1.Проблема.
Во время совместной прогулки, бесед с детьми мы обнаружили, что дети плохо ориентируются в знаниях о съедобных и несъедобных грибах и ягодах окружающих нас в наших окрестностях. Мы считаем, что незнание природных живых объектов, может вызывать опасность для их здоровья.
2.Актуальность.
В сфере дошкольного образования на сегодняшний день особое значение приобретает не только укрепление физического здоровья детей и интеллектуальное развитие, но и воспитание нравственных основ личности, воспитание привычки к здоровому образу жизни, воспитание маленького гражданина. Воспитание у дошкольников этих качеств возможно через воспитание любви к природе, воспитание умения видеть, понимать и беречь красоту окружающего мира. Поэтому ознакомление с природой является одним из средств всестороннего развития и воспитания.
В своей работе с детьми старшего дошкольного возраста мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Проектная деятельность дает нам больше возможности раскрыть тему, что невозможно было-бы сделать на обычных занятиях.
Экологический проект «Дары леса» направлен на изучение природы в осенний период времени. К сожалению, наши дети имеют весьма ограниченные возможности для широкого общения с природой, поэтому экологический проект мы начали с обследования объектов ближайшего окружения во время прогулок, экскурсий, занятий.Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, проект развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения, в данном случае в области экологического воспитания.
3.Цель проекта.
Расширить знания детей по темам «Грибы», «Лесные ягоды», как о ценном объекте в экологии и промышленности.
4.Задачи проекта.
1. Анализ знаний воспитанников , анализ среды
- Провести анализ воспитанников по данному вопросу.
- Оценить состояние развивающей среды группы по теме.
- Обработать и проанализировать полученные результаты.
2. Сбор материалов ( развивающая среда )
- Изучить имеющиеся литературные источники по данному вопросу.
- Подобрать наглядный материал, стихи ,загадки, рассказы развивающие игры по теме.
3. Проведение различных мероприятий
- Разработать методический и практический материал по проекту.
- Провести исследования для более глубокого изучения материала.
- Закрепить полученные знания в процессе самостоятельной и совместной деятельности.
- Оформить вместе с детьми и родителями собранную информацию, в виде библиотеки книг, плакатов, на заданную тему.
5. Продукт проекта:
Создание библиотеки книг о грибах и ягодах. « В лес за грибами и ягодами», «Считалочки».
6. Этапы проекта
6.1 Организационный.
Организационный этап:
- Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и видеосюжеты, тематические картинки, репродукции картин по теме, настольно-дидактические игры по теме, лото, картинки-пары, плакаты.
- Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов, загадки по теме, русские народные сказки.
- Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления книжек по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.
- 6.2. Планирование деятельности в проекте «Дары леса»Работая над проектом, воспитатели реализовывали задачи всех образовательных областей.Познавательное развитие:
- Уточнить и систематизировать знания детей о лесных ягодах и грибах.
- Закрепить представления о лесных ягодах и грибах, как одном из объектов в пищевой промышленности.
- Закреплять представления детей о ядовитых лесных ягодах и грибах, о мерах предосторожности.
- Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать.
Художественно эстетическое развитие:
- Развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, картины.
- Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства.
- Развивать творческую фантазию, умение видеть красоту живой природы.
Речевое развитие:
- Развивать навыки речевого общения в совместной деятельности.
- Знакомство с художественной литературой по теме.
- Активизировать и обогащать словарь детей по теме.
- Учить связному монологическому высказыванию.
Социально-коммуникативное развитие:
- Учить детей взаимодействовать с природой не нанося ей вреда (урона).
- Воспитывать у детей бережное отношение к природе, как живому объекту.
- Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
Физическое развитие
- Обучать подвижными играми с правилами.
- Развивать мелкую и крупную моторику.
- Развивать координацию речи и движений.
6.3 Заключительный
6.3.1. Ожидаемый результат:
У детей:
- расширение представлений по теме «Грибы, лесные ягоды», как одном из объектов в пищевой промышленности;
- привитие навыков безопасного поведения в лесу;
- знание съедобных и несъедобных грибов и лесных ягод;
У родителей:
- совместное участие с детьми в сборе полезной информации и оформление
тематических сборников «Грибы. Лесные ягоды»
У педагогов:
- разработка методического и практического материала по проекту;
- пополнение картотек стихов и загадок на тему;
- пополнение развивающего пространства наглядным материалом и развивающими играми.