Паспорт проекта

 Название проекта: «Мини-музей кукол»

Авторы проекта:     Мельникова И.В. – воспитатель ; Степанова Н.В. – воспитатель

Вид проекта:

По доминирующей деятельности: познавательно-речевой, творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: среднесрочный (шесть недель).

Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Обоснование актуальности проекта:

Идея создания кукольной экспозиции возникла в нашей группе после посещения Петербургского музея кукол. Беседуя с детьми о впечатлениях после экскурсии мы заметили, что не было ни одного равнодушного ребенка. Дети обсуждали разнообразие кукол, были удивлены какими простыми, незамысловатыми куклами играли дети в старину. Ребята захотели научиться делать таких кукол своими руками. Дошкольники вдохновились образным, ярким рассказом экскурсовода, который сопровождался проведением народных, хороводных игр. Мы поддержали интерес и инициативу детей и решили создать экспозицию народной куклы для мини-музея «Изба» в нашем детском саду и научиться самим проводить экскурсии для воспитанников других групп и родителей.  Работа в музее способствует включению ребенка в многообразную деятельность, охватывающую эмоциональную, интеллектуальную, деятельностную сферы, что создаёт условия для развития личности ребенка. И именно личностный подход лежит в основе ФГОС дошкольного образования. Нашу идею поддержали и родители воспитанников. Так, благодаря совместной деятельности детей, родителей и педагогов осуществилась реализация проекта .

Проблема:

Осуществляя работу над проектом на подготовительном этапе, для определения объёма знаний и представлений детей о музее, воспитатели группы проводили подгрупповые и индивидуальные беседы с детьми. В ходе бесед была выявлена проблема-недостаточное умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения в грамматически правильно построенных предложениях. Поэтому педагогами были определены задачи проекта по формированию у детей навыков речевого общения, овладение связной речью, что является актуальным в подготовительной группе для успешного обучения детей в школе.

Цель проекта:

Создание кукольной экспозиции для мини-музея ГБДОУ «Изба».

Задачи проекта:

  • Приобщать дошкольников к истокам народной культуры, к культурно-эстетическим ценностям через образ народной куклы. Способствовать сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности. Развивать навык свободного общения дошкольников с взрослыми и детьми. Воспитывать культуру поведения в музее.
  •  Формировать у дошкольников представления о музее, понятия о роли и назначении мини-музея в ДОУ. Расширять кругозор и познавательный интерес детей к профессии экскурсовода. Познакомить дошкольников с историей появления и видовым разнообразием кукол.
  • Расширять и активизировать словарь детей. Формировать навыки построения связных монологических и диалогических высказываний, учить составлять описательные рассказы. Развивать интонационную выразительность речи, навыки речевого общения.
  •  Способствовать обогащению представлений о природном и рукотворном мире. Познакомить со способами изготовления кукол.

развивать художественный вкус, способствовать развитию творческих способностей детей.

Оценка результативности проекта:

- повысился интерес детей к истории народной культуры;

- у дошкольников были расширены представления о музее, сформированы представления об истории появления кукол;

- повысилась культура поведения воспитанников в музее;

- расширились знания детей о людях, работающих в музее; повысился познавательный интерес к профессии экскурсовода;

- у детей расширился и активизировался словарь, формировался навык свободного общения, монологических и диалогических высказываний;

- дошкольники научились проводить экскурсию, выступая в роли экскурсовода;

- активизировалась игровая деятельность детей, развивались их творческие способности; ребята учились мастерить куклы своими руками;

- пополнена РППС, что способствует успешной реализации Программы;

- использованы новые формы работы ДОУ с родителями воспитанников;

Продукт проекта: экспозиция кукол.

Этапы проекта:

Подготовительный этап:

- определение актуальности и значимости проекта;

- педагогическая диагностика дошкольников;

- постановка цели и задач проекта;

- оказание информационной и методической помощи родителям;

- разработка перспективно-тематического плана работы;

- подбор методической литературы, демонстрационного, наглядного и занимательного материала по теме проекта;

- подготовка атрибутов для сюжетно-ролевых игр, материала для изготовления дидактических игр, экспонатов экспозиции;

- разработка модели экспозиции;

Основной этап:

- знакомство с историей и разнообразием народной куклы;

- изготовление кукол с детьми и с родителями;

- изготовление развивающих и дидактических игр;

- знакомство с профессией экскурсовода;

- создание кукольной экспозиции;

- подготовка экскурсоводов;

Заключительный этап:

- внесение экспозиции в мини-музей «Изба»;

- проведение экскурсии для детей других групп, родителей;

Краткое содержание проекта (3 этапа):

Этапы  работы Мероприятия, формы работы.  Оснащение Сроки выполнения Ответственные
Подготовительный Родительское собрание.Консультация для родителей «Кукла-друг детства».Индивидуальные беседы с родителями. Подгрупповые и индивидуальные беседы с детьми.Слайдовая презентация «Какие бывают музеи».

Конструирование «Наш музей».

Выставка рисунков «Моя любимая кукла».

Папка-передвижка с консультацией для родителей.Сюжетные картинки «В музее», иллюстрации с изображением кукол.Презентация.Настольный конструктор.

Рисунки детей.

1,2 недели Воспитатели, родители.
ОсновнойСоциально-коммуникативное развитие

 

 

 

 

 

 

Познавательное развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Речевое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Художественно-эстетическое развитие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физическое развитие

 

 

С/р игры «Семья», «Магазин игрушек», «Музей», «Дочки-матери», «Детский сад».Консультация для родителей «Как выбрать куклу для ребенка».Досуг «Куклы в гости к нам пришли».Экскурсия в музей ДОУ «Изба».

Кукольный практикум «Позаботься о кукле».

 

 

Занятия «Куклы из прошлого», «Соломенная чудо-кукла», «Дымковская сказка», «Русская матрешка».

Беседы «Секреты экскурсовода», «Музейные экскурсии».                   Исследовательская деятельность «Из чего же сделаны наши куклы?».

Конструирование (геометрические фигуры) «Мебель для куклы» (по замыслу), «Матрешка» (по условиям).

 

 

 

Чтение художественной литературы с последующим обсуждением «Соломенная Золотистая» А. Тер-Акопян, «Кукла» О. Высотская, отрывок «Волшебник Изумрудного города» А. М. Волков.

Разучивание стихов «Новая одежка» Е. Благинина, «Матрешка» С. Маршак.

Отгадывание и придумывание загадок про кукол.

Проговаривание стихов и рассказов по опорным схемам, составление рассказа экскурсовода.

Р/игра «Цепочка слов», «Закончи предложение», «Угадай по описанию».

 

 

Мастер-класс для родителей «Изготовление тряпичной куклы».

 

 

Продуктивная деятельность с детьми (куклы из бумаги, нитей, ткани, соломы, глины).

 

Выставки «Куклы своими руками» (родители, дети), «Лоскуток» (детские аппликации из ткани и бумаги), «Кукла моей мечты» (лепка).

 

Театрализованная деятельность «Матрешкины потешки» (варежковый театр).

Музыкальная импровизация «Неваляшки».

Слушание музыкальных композиций П. И. Чайковский «Новая кукла», А. Рыбников «Шарманка».

Разучивание колыбельной песни для куклы.

Хороводная игра «Магазин игрушек».

Д/игра «Наряди матрешку», «Коврик для куклы».

Пальчиковая игра «Клоун», п/игра «Мельница», «Куклы танцуют», «Солдатик».

 

 

 

Атрибуты для с/р игр.Папка-передвижка с консультацией. 

Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты.

 

 

 

 

Демонстрационный материал (картины «Дымково», «Матрешки», «Куклы старины»).

Изделия народных промыслов.

Сюжетные картинки, экспонаты для экспозиции.

Объекты для исследования (куклы из разных материалов).

Плоскостной конструктор, цветные пробки.

 

 

 

 

 

 

Художественная литература для чтения детям и рассматривания детьми, иллюстрации к произведениям.

 

Картотека загадок, словесных игр.

 

 

Опорные схемы для составления рассказов.

 

 

 

 

 

 

Карты-схемы для изготовления кукол. Образцы готовых кукол. Материалы для изготовления кукол.

Материалы и оборудование для продуктивной деятельности (аппликации, рисования, лепки, для изготовления кукол).

 

Совместные работы детей и родителей для выставок.

 

 

Ширма для кукольного театра, варежковые куклы матрешки.

 

 

Музыкальные инструменты для детей, аудиозаписи.

 

 

 

 

 

 

Атрибуты, раздаточный материал для игр.

 

3,4,5 недели Воспитатели, родители.
Заключительный С/р игра «В музее».Презентация музейной экспозиции для родителей.Проведение экскурсии для детей другой группы. 

 

 

Музейная экспозиция кукол, атрибуты для с/р игры. 6 неделя Воспитатели

 Ресурсное обеспечение:

  1. Наглядный и демонстрационный материал (иллюстрации, картины, раздаточный материал, фотографии, демонстрационные куклы).
  2. Методический инструментарий: картотека дидактических, подвижных, развивающих игр, загадок, конспекты НОД, досуга.
  3. Материал для творчества.
  4. Подборка видеоматериала по теме проекта.
  5. Подборка музыкальных композиций.
  6. Папка передвижка с консультациями для родителей на тему: «Кукла-друг детства», «Как правильно выбрать куклу».
  7. Атрибуты для активизации игровой деятельности (музыкальные инструменты, костюмы, строительный материал и т.д.)
  8. ТСО (аудиоцентр, ноутбук, телевизор).

Продукт проекта: карусель для кукол.

Комментарии запрещены.