Паспорт технологии «Портфолио дошкольника».
Авторы используемой технологии: Андреева Ольга Михайловна – воспитатель, Рыбинкина Марина Георгиевна – воспитатель
Обоснование актуальности: Современное дошкольное образование в настоящее время претерпевает изменения. Они связаны с отказом от учебно-дисциплинарной модели воспитания и обращению к личностно-ориентированному стилю общения с детьми. Теперь в центре внимания находится ребенок с его индивидуальными и возрастными особенностями. При организации образовательной деятельности современный педагог должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Обеспечить становление личности ребенка и раскрыть его индивидуальные особенности воспитателю помогает технология «портфолио дошкольника».
Портфолио дошкольника — это первая ступенька, которая помогает малышу раскрыть свое «Я»: свои чувства, переживания, победы, разочарования, открытия. Это - своеобразная «копилка» личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, его «побед», положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Однако, портфолио дошкольника – это не только папка, в которой мы собираем и храним всю информация о ребенке, его успехах и наградах, это ещё и результат нашего сотрудничества с родителями по изучению и отражению в динамике способностей малыша. Портфолио наших детей – это с одной стороны – собственность, любимая книга, которую они сами создавал вместе с родителями и воспитателями. А с другой стороны это инструмент комплексной диагностики, что является непременной частью индивидуальной программы развития ребенка.
Вид портфолио – накопительные, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени
Цель технологии: научить детей осознавать собственные успехи в обучении, поощряя тем самым их к дальнейшему развитию.
Функции технологии: диагностическая, целеполагающая, мотивационная, содержательная, развивающая, рейтинговая.
Целевая аудитория: дети дошкольного возраста (3-7 лет)
Участники: дети, родители, воспитатели.
Ресурсное обеспечение: Кадровые ресурсы: воспитатели, помощник воспитателя, специалисты.
Материальные условия: предметно-пространственная среда
Учебно методические ресурсы: рабочая программа, индивидуальные карты развития.
Технические и информационные ресурсы: индивидуальные папки, фотоаппараты, принтер, магнитофон, телевизор, компьютер, выход в интернет.
Срок реализации: 3 года
Этапы планирования
Действие | Когда его необходимо предпринять | Кто принимает участие | Какой документ используется |
Оценка текущего уровня развития и определение компетенций, которыми уже владеет | Перед утверждением программы | Воспитатель во время индивидуальной работы с ребёнком (или наблюдение) | Индивидуальные карты развития |
Формулирование компетенций, которые должны быть сформированы у ребёнка в течении ближайшего полугодия | В начале учебного полугодия | Воспитатели | Утверждение программы |
План на месяц Выбор проектов, работа над которыми позволит достигнуть намеченных на текущий месяц целей
|
Перед началом каждого месяца | Воспитатели | Планирование |
Час портфолиоОбсуждение намеченног плана и поставленных целей | В конце каждой недели | Воспитатели и дети (с 3 лет) | |
План на день, индивидуальное планированиеВыбор конкретных тем занятий | Ежедневно | Воспитатель во время индивидуальной работы с ребёнком | Расписание на неделю |
Фиксация достижений ребёнка | По факту | Воспитатель совместно с ребёнком | Портфолио |
Час портфолио Внесение новых материалов в портфолио, их упорядочение и обсуждение
|
В конце каждой недели | Воспитатель совместно с ребёнком | Портфолио |
Час портфолиоРазмышление о возможных мерах по оптимизации процесса обучения | В конце каждой недели | Воспитатель совместно с ребёнком | Портфолио |
Неделя портфолиоОбсуждение и оценка достигнутого в прошедшем полугодии | В конце учебного полугодия | Воспитатель совместно с ребёнком | |
Беседа по портфолиоПрезентация ребёнком портфолио | В конце учебного года, по возможности в конце Недели портфолио | Ребёнок , воспитатели, родители | |
Оценка текущего уровня развития ребёнка и определение компетенций, которыми он уже владеет. | Перед утверждением программы | Воспитатель во время индивидуальной работы с ребёнком | Индивидуальные карты развития |
Разделы портфолио
Раздел «Обо мне» Автопортрет. Рассказ о себе. Я становлюсь старше. Моя семья. Мир вокруг нас.
Раздел «Моя группа» Мои друзья. Что я думаю о детском саде. Мои праздники. Где мы бывали.
Раздел «У меня получилось!» Самые важные страницы
Умелые ручки. Мои стихи и рассказы. Учусь считать и читать.
Я – молодец!
В дальнейшем добавятся: Движение Окружающий мир. А музыка звучит
Раздел для тебя! Содержит диагностический материал, пожелания, просьбы, советы, вопросы, анкеты, сочинения