Проект:  «Загадки космоса»

Авторы проекта:  Митрофанова Т.В.,Труфанова О.В. – воспитатели Подготовительной группы.

 

Тип проекта: Познавательно – исследовательский

Групповой, среди детей  подготовительной  группы.

Участники: дети группы, воспитатели , родители

По длительности проведения: среднесрочный

Время проведения: с 04 апреля по 22 апреля

 

1.Проблема.

Дети старшего дошкольного возраста мало знакомы с космосом, хотя звёздное небо вызывает у детей множество вопросов. Зачастую взрослые не готовы дать ребёнку понятный ответ.

Проанализировав ситуацию в нашей группе, мы пришли к выводу, что наших воспитанников очень многое интересует в этом направлении и решили более глубоко внедриться в эту тему. Вместе с ребятами и с  родителями, найти простые ответы на непростые  детские вопросы.

Говоря о развитии познавательной активности детей, Л.С. Выготский отмечал, что при отсутствии знаний вопросы не возникают. Следовательно, вопросы, задаваемые детьми, отражают уровень их осведомленности в той или иной области знаний и позволяют выявить зону ближайшего развития. При выявление первоначальных знаний детей о космосе, мы попросили ответить ребят на три вопроса: 1). Что вы знаете о космосе?

2). Что бы вы хотели  узнать? 2). Где можно найти ответ на вопрос?

 

 2.Актуальность.

Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы.  Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды детской деятельности. Проект поможет научить добывать информацию из различных источников систематизировать и использовать   полученные знания.

3.Цель проекта.

Ответить на вопросы воспитанников о космосе, сформировать  у детей старшего дошкольного возраста представления о космическом пространстве, освоении космоса людьми.

4.Задачи проекта (по участникам)

Дети.

- систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах ;

-дать представления о достижениях России в освоении космоса;

- расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (55-летием первого полета в космос);

- воспитание  чувства гордости за достижения отечественных ученых и космонавтов;

- расширить круг детского чтения , используя произведения художественной литературы героико-патриотического содержания , статьи из энциклопедических и познавательных изданий для детей;

- формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля;

- познакомить воспитанников  с профессиями – изобретатель , конструктор, космонавт;

- расширить круг детского чтения , используя произведения художественной литературы, статьи из энциклопедических и познавательных изданий для детей по теме «Космос».

-развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской  и продуктивной деятельности,

-расширять кругозор воспитанников , способствовать формированию целостной картины мира,

- воспитывать коммуникативные навыки , дружеские взаимоотношения;

-учить проявлять инициативу у детей в наблюдениях, опытах, рассуждениях, экспериментах.
Педагоги

-Составить  единую, структурно-содержательную модель планирования работы педагогов и специалистов  ДОУ по работе в проекте;

- Создать условия для накопления личного опыта воспитанников  в образовательной среде;

-Подобрать  дидактические материалы, иллюстрации,  литературу, наглядные пособия,  инструменты и оборудование, отвечающие детским потребностям;

-Обеспечить возможность  самостоятельной  познавательно-исследовательской деятельности;

-Обогащать развивающую среду по теме  реализуемого проекта;

-Привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка, используя создание книг-самоделок, макетов, посещение памятных мест в городе,  музеев, Планетария связанных с темой: «Космос и космонавты»;

-Привлекать  родителей к совместному участию в проекте;

-Установить партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Родители

-Участвовать в  совместной реализации проекта;

- Способствовать установлению партнерских отношений родителей и детей в поиске ответов на детские вопросы о космосе;

- Оказывать посильную помощь детям в домашних условиях в поиске информации, посещение выставок , музеев , Планетария в рамках реализуемого проекта .

5. Этапы проекта

5.1 Организационный.

  • Подбор наглядных и дидактических материалов: фото- и  видеосюжеты, презентации, тематические картинки, репродукции картин по темам,  затрагиваемым проектом, настольно-дидактические игры по теме, картотека  опытов, лото, картинки-пазлы, плакаты, энциклопедии,  художественная  литература, музыкальные произведения.
  • Подбор литературы и предварительное чтение: стихотворений, рассказов,  загадок, научных фактов по темам, затрагиваемым  проектом.
  • Подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности: материалы для изготовления детьми творческих работ,  книжек , лэпбука по теме проекта, предметы для исследования в процессе экспериментирования.
  • Оснащение развивающей среды:

-  подобрать художественную, энциклопедическую, познавательную  литературу по теме «Космос»;

- подобрать разные виды конструкторов ;

- подобрать или изготовить  атрибуты  для сюжетно-ролевых игр «Конструктор ракеты», «Космонавт».

5.2. Планирование деятельности в проекте

Работая над проектом,  воспитатели реализовывали  задачи всех образовательных областей.

Познавательное развитие:

  • уточнить и систематизировать знания детей о Космосе (звездах, созвездиях, солнечной системе, планетах).
  • познакомить и закрепить  знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;
  • расширить знания детей о государственных праздниках, познакомить их со знаменательными датами, важными для нашей страны (55-летием первого полета в космос);
  • познакомить детей с новыми профессиями: конструктор, изобретатель, космонавт
  • развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать;

Художественно эстетическое развитие:

  • развивать у детей эстетическое восприятие объекта через художественное слово, музыку, картины;
  • учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, передавать в рисунке характерные особенности предметов (космических кораблей, инопланетян, звезд, метеоритов, комет и т.д.);
  • учить создавать фон для изображаемой картины разными изобразительными материалами, поощрять инициативу в выборе сюжета;
  •  развивать у детей творческую фантазию и воображение;
  •  продолжать развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах деятельности ( лепка, аппликация, рисование, оригами) .

Речевое развитие:

  • обогащать словарь детей синонимами, антонимами, образовывать слова по образцу;
  • содействовать активному использованию в речи разных типов предложений;
  • учить вступать в диалог со взрослыми, по желанию делиться своими мыслями, чувствами, знаниями, использовать связную монологическую речь;
  • развивать навыки речевого общения в совместной деятельности;
  • знакомить с художественной литературой по теме проекта (стихи, рассказы известных писателей);
  • активизировать и обогащать словарь детей по теме «Космос».

 

 

Социально-коммуникативное развитие:

  •   развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
  • формировать умения находить способы решения творческих задач, достигать договоренности с другими участниками работы над проектом;
  •  воспитывать уважительное  отношение  к сверстникам и взрослым;
  • воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса;
  • создавать условия для развития сюжетно-ролевых игр со сложной структурой игрового пространства;
  •  насыщать игровую деятельность игровыми смыслами, разнообразными сюжетами и ролями.

Физическое развитие:

  • продолжать обучать подвижным играм с правилами;
  • развивать мелкую и крупную моторику;
  • развивать координацию речи и  движений;
  • подвести детей к пониманию того, что космонавтом может быть здоровый, смелый человек;
  • развивать навыки поведения, укрепляющего здоровье;
  • обогащать представления о здоровом образе жизни.

Методы работы с детьми.

Словесные (рассказы, беседы, слушание, обсуждения)

Наглядные (рассматривание иллюстраций, картин, слайдов , презентаций и пр.)

Интерактивные (экскурсии в музей Космонавтики, прогулки по известным улицам города, к памятникам космонавту Ю.А. Гагарину , посещение Планетария, компьютерные игры).

Практические (создание лэпбука- тематическая папка  «Загадки космоса»)

 

 

 

Виды детской деятельности

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Восприятие художественной, энциклопедической литературы и музыки

Изобразительная

Конструирование

 

5.3 Заключительный

5.3.1. Ожидаемый результат:

У детей:

- сформированы представления о Солнечной системе и ее планетах ;

-расширены знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;

-проявляют познавательную активность;

- могут применять  разные технологии и материалы для создания творческих работ;

-  увеличен словарный запас в рамках изученных тем .

У родителей:

- совместное участие с детьми в  сборе полезной информации.

-  оформление тематических книг «Ответы на детские вопросы о космосе»,  изготовление макетов «Путь в космос»

-  посещение вне детского сада выставок, музеев, Планетария на тему  «Космос».

 У педагогов:

- разработан  методический  и практический  материал по проекту;

- пополнены  картотеки  опытов, стихов  и  дидактических  игр на данную тему;

- пополнена  развивающая  среда  наглядными материалами и игровыми пособиями;

- привлечены  родители  к  совместной реализации проекта.

 

 

Рефлексия проекта  (выводы).

После проведения проектной деятельности мы можем наблюдать положительную динамику.  

На основании итоговой диагностики, были сделаны следующие выводы:

-Систематизированы знания о Солнечной системе;

-Сформированы  знания об исследованиях Вселенной, о космонавтах;

- У детей сформирован интерес к самостоятельным исследованиям, стремление познавать новое, добывать знания;

- Расширен активный словарь воспитанников.

 

6. Продукт проекта

Тематическая интерактивная папка лэпбук «Загадки космоса»

Библиотека книг о космосе.

Комментарии запрещены.