Учимся читать.
Консультация для родителей и педагогов.
«Как научить ребенка читать»? Этот вопрос задают многие родители, желающие помочь своему ребенку уже в дошкольном возрасте овладеть навыками чтения и письма.
Прежде, чем научить ребенка читать и понимать смысл прочитанного, надо развить ряд способностей:
- Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память.
Помогают ребенку различать и сравнивать между собой звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.
- Мышечное (кинестетическое) восприятие.
Помогает научиться управлять своими органами речи, правильно произносить звуки речи.
- Зрительное, пространственное восприятие
Помогает ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз, а так же узнавать и различать буквы между собой.
- Зрительное внимание, память.
Помогает удерживать в поле зрения необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Чтение – это сложный синтетический процесс, состоящий из многих навыков и умений, которые формируют специальные способности.
1. Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой помогает ребенку
- Услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения.
- Правильно соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.
- Правильно подобрать букву к произнесенному звуку.
- Правильно написать букву и правильно ее прочитать.
2. Способность к языковому анализу и синтезу помогает ребенку
- Выделять заданный звук из потока звуков, (в слоге, в слове).
- Соединять звуки в слог в правильной последовательности.
- Выделять заданный слог из слова.
- Составлять слово из слогов.
- Выделять нужное (заданное) слово из предложения.
- Составлять из слов предложения
Приступая к занятиям помните, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности для ребенка является игра. Не превращайте занятие в школьный урок. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, но она не должна превышать 20-30 минут в старшем дошкольном возрасте.
ЕСЛИ РЕБЕНКА НАПРАВЛЯЮТ
НА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ КОМИССИЮ.
Что такое ПМПК и надо ли ее бояться?
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия, т.е. организация, в состав которой входят специалисты медицинского, педагогического и психологического профиля (как правило, это учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог и др.). Основная задача комиссии – выявить причины проблем в речевом и (или) в общем развитии и обучении ребёнка и рекомендовать ему образовательную программу, которую он сможет успешно освоить, а также дать рекомендации по преодолению или облегчению тех трудностей, которые у него есть (в речевом развитии, поведении, взаимоотношениях, здоровье, усвоении программы).
Что представляет собой диагностическая процедура на ПМПК?
Как правило, обследование ребёнка проходит в виде беседы, в ходе которой ему предлагается ответить на ряд вопросов и выполнить ряд заданий разнообразного характера. Например: назвать изображения на картинках, повторить предложенные слова, предложения, сложить из частей картинку или фигуру, запомнить определённое количество слов или изображений, разложить последовательно несколько картинок с единым сюжетом и так далее. То есть, задания, которые на комиссии предлагаются ребёнку, выявляют, насколько хорошо развиты у него психические процессы – память, внимание, речь, восприятие, мышление. Вся беседа обычно занимает около 30 минут в зависимости от возраста ребёнка и его индивидуальных особенностей. Родители обязательно присутствуют на диагностике, но не вмешиваются в её ход, а только наблюдают. В ходе обследования ведётся протокол, в который заносятся ответы ребёнка, а также краткие выводы по каждому из проверяемых показателей.
После заполнения всех документов специалисты комиссии озвучивают для родителей рекомендации по дальнейшему обучению ребёнка, по оказанию ему необходимой психологической, педагогической, медицинской помощи.
Как же подготовиться к комиссии?
Нет никакого смысла пытаться найти вопросы, которые могут быть заданы во время обследования, и заучивать с ребёнком ответы на них. Во-первых, никто не может сказать точно, какие именно вопросы зададут или какие задания предложат выполнить каждому конкретному ребёнку (это зависит от его индивидуальных особенностей, от возраста, уровня развития и пр.). А во-вторых, усиленная предварительная подготовка может сильно исказить реальную картину дел у ребёнка, а значит, заключение специалистов и их рекомендации могут оказаться неподходящими, не соответствующими действительности и бесполезными. Вы ведь, когда идёте к врачу, не скрываете симптомов заболевания, т.к. понимаете, что иначе лечение будет неправильным.
Конечно, обследование на ПМПК – это в какой-то мере стресс для детей и родителей. Дети больше всего нервничают и переживают тогда, когда родители им говорят о большой важности этого мероприятия, увещевают, что нужно обязательно отвечать правильно, что от ответов ребёнка многое зависит и т.п. Поэтому – запомните: «строжить» (заранее ругать) ребёнка однозначно не стоит; это только повысит уровень его тревожности, а следовательно, может блокировать мыслительные процессы, и тогда ребёнок просто замкнётся. Соответственно, хороших результатов тогда точно не будет.
Поэтому, если Вы решите сходить на ПМПК, то лучше сказать своему ребёнку примерно следующее: «Мы с тобой сходим на комиссию, там тебе будут задавать разные вопросы, показывать разные интересные картинки и давать задания. Ты отвечай так, как знаешь. Если не знаешь, как ответить на вопрос, то так и скажи – не знаю. В этом нет ничего страшного, потому что не бывает людей, которые могут ответить на все вопросы. Я, например, тоже не всегда могу это сделать. И знай: как бы ты ни отвечал, я всё равно тебя очень сильно люблю, и ты для меня – самый лучший». И после обследования непременно похвалите ребёнка: он сейчас работал так напряжённо, как, возможно, не работал очень давно.
Помните! В день комиссии ребенок должен быть здоровым. В случае, если ребенок заболел, позвоните и попросите перенести комиссию на другой день.
Как вести себя на ПМПК?
Комиссия нужна не для того, чтобы детей «наказать» или куда-то «отправить», а для того, чтобы помочь, определить те условия, которые будут способствовать успешному обучению ребёнка (образовательная программа – главное из этих условий). Поэтому «защищать» ребёнка от кого-то на комиссии, «оправдывать» его нет необходимости: специалисты и так изначально на его стороне. Кроме того, как правило, специалисты, работающие в ПМПК, имеют значительный опыт общения с детьми, и обязательно делают скидку ещё и на естественное волнение ребёнка.
Вам нужно будет, присутствуя при обследовании вашего сына или дочери, просто молча наблюдать за всем происходящим, не подсказывая, не перебивая, не вмешиваясь, не охая и не ахая. И, естественно, совершенно недопустим ваш смех в случае нелепых ответов ребёнка, так как это может сбить его с мысли и привести к обиде, а иногда – и к отказу отвечать дальше.
Особо хочется подчеркнуть, что комиссия даёт рекомендации. То есть право и обязанность родителей – хорошо обдумав и взвесив все «за» и «против», самостоятельно решать, как выполнять то, что было рекомендовано. Мамам и папам (или другим законным представителям) стоит помнить, что ответственность за решение, а значит, и за дальнейшую судьбу ребёнка лежит только на них.
Консультация для воспитателей.
Развитие и обогащения словарного запаса дошкольников.
Слово – основной элемент развития языка и речи
В процессе развития ребенка значение слова изменяется. В тот момент, когда ребенок впервые усвоил новое слово, оно связывается с определенным, конкретным значением. Например, слово «стол» обозначает конкретный стол, который увидел и запомнил ребенок. В то же время для взрослого, это слово включает множество конкретных предметов, обладающих определенными признаками.
Развитие значения слова у детей тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий.
Можно выделить 3 уровня развития понятийного обобщения у ребенка:
- образ (представление): слово – наименование, обозначающее конкретный, индивидуальный предмет.
- псевдопонятие (переходное явление от образа к понятию)
- понятие (обобщение)
В процессе овладения понятием ребенок учится выделять в предметах главные, существенные признаки, классифицировать предметы на основании этих признаков, обозначать группу однородных предметов словом-обобщением. По мере развития процессов классификации в значении слова начинают осознаваться и понятийные, лексико-семантические признаки.
Слова связаны друг с другом множеством смысловых связей, организованы в четкую лексическую систему.
У современных детей наблюдается относительная бедность словарного запаса, неточность употребления слов, трудность актуализации словаря. У многих детей пассивный словарь преобладает над активным, нарушен процесс организации семантических полей.
Причины бедности словарного запаса: низкий уровень познавательной активности, ограниченность представлений и знаний об окружающей действительности, несформированность интересов, снижение потребности в контактах, слабость вербальной памяти.
Дети не знают названий многих предметов, которые их окружают (перчатки, будильник, кружка, пододеяльник, наволочка), особенно названий частей предметов (обложка, рама, подоконник, манжет, петелька и пр.).
У некоторых детей отсутствуют в речи слова-обобщения (мебель, посуда, обувь).
Многочисленные ошибки наблюдаются в обозначении названий детенышей животных (собачонок, свиненок, лошадка).
Глаголы с приставками: пришел, перешел, заменяются на «шел»
Противопоставления по признакам: длинный – короткий, толстый – тонкий, высокий – низкий вызывают большие затруднения.
В речи детей часто встречается неточное употребление слов. Преобладают замены с расплывчатым значением (скачет, ползет – идет; высокий, толстый – большой).
Обозначая предметы, дети часто смешивают слова одного рода, вида. Так, словом «рубашка» обозначаются и «кофта» и «свитер; словом «ботинки» – и «сапоги», и «ботинки», и «туфли».
Различия предметов усваиваются недостаточно, а обозначения не разграничиваются.
У многих детей семантические поля сформированы недостаточно. Так например, при объяснении значений слов дети чаще используют предметную соотнесенность, конкретное наименование, и не относят их к определенной категории. (туфли – «носит мама», а не женская обувь).
Развитие лексики проводится в следующих направлениях:
- обогащение словарного запаса,
- уточнение значения слова,
- расширение семантики слова.
Работа над уточнением значения слова тесно связана с формированием представлений дошкольников об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов, с работой по становлению лексической системы
Упражнения помогут активизировать лексику дошкольников, уточнить значение слов, их семантической структуры, увеличить скорость и точность подбора слов.
Играя с ребенком, не торопитесь говорить за него.
Подскажите ответ жестом, мимикой, словом противоположного значения, или предложите выбор из нескольких вариантов.
Лучше проделать одно упражнение несколько раз, но добиться результата, чем «пробежаться» по нескольким заданиям, но остаться на прежнем уровне.
Разбирайте и уточняйте с детьми непонятные слова в стихотворениях, произведениях, сказках.
Картотека игр для развития и обогащения словарного запаса.
- 1. «Назови одним словом».
1 Вариант: Детям предлагаются предметные картинки из одной лексической темы. Взрослый просит назвать одним словом все предметы.
2 Вариант: Детям предлагается угадать обобщающее слово (по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом). Например:
Растут на грядке, на огороде, используются в пище (овощи)
Растут на дереве, в саду, очень вкусные и сладкие (фрукты)
Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, на голову, на ноги?
- 2. «Найди и назови»
1Вариант: Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и назвать те из них, которые относятся к транспорту, (фруктам, деревьям, инструментам, и пр.)
2 Вариант: Взрослый предлагает послушать слова и назвать, какие из них относятся к овощам:
Салат, крапива, морковь
Лук, репа, подорожник,
Чеснок, редис, роза
Смородина, кабачки, огурцы
Помидор, малина, капуста
Картофель, яблоко, ромашка
Послушай слова, какие из них обозначают домашних животных?
Лиса, волк, собака, заяц
Лошадь, теленок, лось, медведь,
Белка, кошка, петух,
Осел, рысь, тигр
Сарай, корова, коза, овца
Кролик, выдра, щенок, попугай
Послушай слова, какие из них обозначают транспорт?
Грузовик, метро, самолет, скамейка
Автобус, дорога, вертолет, пассажир
Поезд, купе, пароход, якорь
Трамвай, троллейбус, водитель
- 3. «Классификация предметов по картинкам».
Детям предлагаются картинки и дается задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется). Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем, семантически близкие (домашние и дикие животные). Например:
Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.
Стол , чашка, диван, тарелка, стул, блюдце.
Лиса, кошка, заяц, собака, медведь, корова.
Синица, бабочка, снегирь, воробей, стрекоза, пчела.
После выполнения задания, взрослый просит ребенка объяснить, почему он разложил картинки именно так.
- 4. Назови «лишнее» слово.
1 Вариант: Детям предъявляются несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Сначала предлагаются группы семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие ( лук, картошка, репа, груша). Дети должны найти «лишнюю» картинку и объяснить свой выбор ( почему картинка «лишняя»)
2 Вариант: Взрослый называет слова и предлагает детям назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, прочему слово «лишнее».
А) «лишнее» слово среди существительных.
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван
Пальто, плащ, шуба, сапоги, куртка
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша
Волк, собака, рысь, лиса, заяц
Лошадь, корова, олень, баран, свинья
Роза, тюльпан, фасоль, василек, мак
Автобус, комбайн, трамвай, троллейбус, мотоцикл
Зима, апрель, весна, осень, лето
Мама, подруга, папа, сын, бабушка.
Море, озеро, река, мост, пруд
Круг, квадрат, карандаш, треугольник, прямоугольник
Коля, Саша, Иванов, Петя, Миша
Молоток, топор, ложка, пила, клещи
Сыр, булка, мороженое, масло, творог.
Б) «Лишнее» слово среди прилагательных.
Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Дряхлый, старый, маленький, ветхий
Смелый, храбрый, отважный, злой, решительный
В) «Лишнее» слово среди глаголов
Думать, ехать, размышлять, соображать
Бросился, слушал, кинулся,
Ненавидеть, презирать, наказывать
Приехал, прибыл, убежал, прикатился
Пришел, пожаловал, смотрел, явился
Выбежал, вошел, вылетел, выскочил
Подбежал, вошел, подошел
- 5. «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии)
1 Вариант: Взрослый предлагает выбрать слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем объяснить, чем похожи эти пары.
Огурец – овощ, ромашка – (земля, цветок, клумба)
Помидор – огород, яблоко – (забор, сад, груша)
Часы – время, градусник – (кровать, температура, окно)
Машина – мотор, лодка – (парус, вода, палуба)
Стол – скатерть, пол – (мебель, доски, ковер)
Молоток – гвоздь, нож – (доска, хлеб, ящик).
Костюм – ткань, дом – (забор, кирпичи, лестница)
Стул – дерево, булка – (стол, колос, нож)
Окно – дом, глаз – (рот, очки, лицо)
Телефон – ухо, телевизор – (радио, антенна, глаз)
Шапка – голова, сапог – (щетка, мальчик, нога)
Шерсть – овца, молоко – (сыр, корова, кот)
Гвоздь – молоток, шуруп – (отвертка, клещи, доска)
Ручка – пенал, тетрадь – (книга, парта, портфель)
Трамвай – троллейбус, стол – (книга, кресло, дерево)
Курица – петух, кошка – (котенок, кот, молоко)
Машина – шофер, самолет – ( машинист, летчик, небо)
Чтение – буква, счет – (задача, число, вопрос)
2 Вариант: Взрослый предлагает придумать второе слово к паре, по аналогии с образцом:
Яблоко – фрукты, свекла – …, чашка – …
Или наоборот: фрукты – груша, овощи – …, посуда – …
- 6. Отгадывание загадок
Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например:
Что за птица? Красные лапки, щиплют за пятки? (гусь)
Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам (верблюд)
Что за дерево? Стоит Алена, платок зеленый, сарафан белый (береза)
Что за птица? Днем спит, ночью летает, прохожих пугает? (сова)
Что за цветок? Золотой глазок, белые реснички (ромашка)
Что за растение? Не огонь, а жжется (крапива)
Что за зверь? На деревьях живет и орешки грызет. (белка)
Что за овощ? Как на него взглянешь, так и заплачешь (лук)
- Придумывание детьми загадок с использованием обобщающих слов.
(Отгадывание названий предмета по описанию его дифференциальных признаков)
Дети по одному выходят к столу, берут картинку и незаметно для других рассматривают картинку. Затем загадывают загадку об этом предмете с использованием обобщающего слова
(Например: это домашнее животное, большое, рогатое, дает молоко;
Что это? Овощ, круглый, красный, вкусный)
- 8. Развитие словесных ассоциаций.
(В норме выбор слова-реакции осуществляется на основе смысловой ассоциации, тот есть по смысловому сходству: высокий – низкий, яблоко – груша, скрипка – смычок)
Инструкция: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните (или придет в голову). Слова называются по одному.
Примерный перечень слов:
Стол, посуда, дерево, бабочка, собака, заяц, смелость, цвет.
Стоит, говорит, освещается, расти, петь, смеяться, падать, слезать.
Желтый, большой, высокий, толстый, хороший, сердитый, лисий, деревянный.
Быстро, высоко, весело, два, летящий.
(Можно задать вопрос: « Как вы думаете, почему припомнилось именно это слово?»)
- 9. «Назови части»
1 Вариант: по картинке
2 Вариант: по представлению
Взрослый называет слово, предлагает представить этот предмет (или животное) и назвать его части.
Например: КОТ – тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть
Грузовик, – …., дом – …., дерево – ….
- 10. Отгадай предмет по названиям его частей
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик)
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни, (дерево)
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля)
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль)
Подъезд, этаж, лестница, квартира, чердак (дом0
Крылья, кабина, хвост, мотор, (самолет)
Глаза, лоб, н6ос. Рот. брови, щеки (лицо)
Рукава, воротник, манжеты, пуговицы (рубашка)
Голова, туловище, хвост, ноги, вымя (корова)
Пол, стены, потолок (комната)
Подоконник, рама, стекло (окно)
- 11. Объясни, что общее у предметов
У двух предметов: огурец, помидор – (овощи)
Ромашка, тюльпан – (цветы)
Слон, муравей - (животные0
У трех предметов: мяч, солнце, шар –
Тарелка, ваза, чашка –
Лист, трава, крокодил –
- 12. Разложи картинки по сходству
На доске выставляется вертикальный ряд картинок: Овца (или баран), дерево, корова, колосья
Детям раздаются картинки: свитер, шапка, шерстяные варежки, шарф (к картинке «овца»)
Стол, деревянные грабли, забор, стул (к картинке «дерево)
Молоко, масло, сыр, мороженое (к картинке «корова»)
Хлеб, батон, бублик, рогалик (к картинке «колосья»)
У каждого ребенка 1 -2 картинки.
Взрослый предлагает детям положить свою картинку к одной из 4-х картинок на доске и объяснить, почему он положил именно так.
- 13. Выбери правильный ответ
В году месяцев (7, 12, 4)
Отец старше сына (всегда, иногда, часто, никогда)
У дерева всегда есть (листья, корень, плоды, цветы)
Зимний месяц (ноябрь, март. Февраль. Июнь)
Всегда горячий (утюг, кипяток, грелка).
- 14. Отгадывание загадок по картинкам с использованием эпитетов .
Детям предлагается несколько картинок, из которых надо выбрать нужные. Например:
Я высокий, тонкий, рыжий, пятнистый (Жираф)
Я низкий, толстый и серый (бегемот)
Я маленький, серенький, с длинным хвостиком (мышонок)
Я грозный, большой, с длинной гривой (лев)
Я горбатый, с длинной шеей и тонкими ногами (верблюд)
В работе по обогащению словарного запаса особого внимания требуют
прилагательные и глаголы.
В младшем и среднем дошкольном возрасте
расширение словаря предполагает введение наиболее употребительных глаголов, при этом используются игры:
- 15. «Кто как передвигается»
Взрослый показывает картинки, изображающие животных. Дети определяют их и называют, как они передвигаются.
Лошадь скачет, змея ползает, птица летает, лягушка прыгает, рыба плавает, черепаха ползает, …
- 16. «Кто как голос подает».
Голубь воркует, кукушка кукует, воробей чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет, гусь гогочет, утка крякает, ворона каркает, сорока стрекочет, сова ухает, лягушка квакает, волк воет, медведь рычит, кошка мяукает, свинья хрюкает, овца блеет, корова мычит, лошадь ржет, собака лает
- «Какие звуки издает». (звуки природы)
Дверь скрипит, машина гудит, листья шелестят, гром грохочет, град стучит, ветер свистит, дождь шумит, ручеек журчит, бумага шуршит
- 18. «Кто как ест»
Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, корова жует сено, теленок сосет молоко, собака грызет кость, курица клюет зерно…
В процессе развития глагольного словаря необходимо
дифференцировать следующие пары глаголов:
Дифференциация глаголов , близких по семантике: шить – вязать, класть – ставить, строить – чинить. Чистить – подметать, нести – везти, мыть – стирать, лежать – спать, лежать – стоять
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает – умывается, качает – качается, прячет – прячется, обувает – обувается, причесывает – причесывается, одевает – одевается
Дифференциация глаголов, противоположных по значению: одеть – снять, поднять – опустить, бросить – поймать. Найти – спрятать, положить – убрать, дать – взять.
Предполагаются пары картинок по этим действиям:
- 19. «Кто что делает»
При дифференциации пар глаголов детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи и назови, Кто купает, а кто купается; Кто шьет, а кто – вяжет?).
- 20. «Кто что умеет делать»
Кроме того, предлагается отобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос.
Например, детям предъявляются картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей.
Далее задаются такие вопросы: «Кто умеет читать?»; «Кто умеет бегать?»; «Кто умеет скакать?»; «Кто умеет летать?» и т.д.
В ответ на вопрос дети отбирают картинки и составляют предложения: Птица, самолет летают; Лягушка , заяц скачут и т.д.
Овладение прилагательными начинается со слов, обозначающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, желтый, зеленый); величину (большой- маленький), форму (круглый, квадратный, овальный, треугольный). В дальнейшем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий – низкий), толщину (толстый – тонкий), длину (длинный- -короткий), ширину (широкий – узкий), вкусовые качества ( сладкий, горький, кислы, соленый, вкусный), качества поверхности (колючий, гладкий, пушистый,), вес (тяжелый, легкий)
На более поздних этапах проводится работа над прилагательными, которые образуются от существительных с промощью суффиксов (дерево – деревянный, ьбереза – березовый, стекло – стеклянный, фарфор – фарфоровый, бумага – бумажный, железо – железный, мех – меховой и т.д.)
Так же необходимо уточнить значения прилагательных, сложных по семантике, например, оценочных, обозначающих внутренние качества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.)
При этом используются следующие приемы работы:
- 21. «Расскажи Лунтику»
Описание предметов (по цвету, по форме, величине, и т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы. Например: «Какой помидор?», «Какой огурец?», «Какой мяч?» и т.д.
- 22. «Отгадывание загадок описательного характера»
Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая?
Желтый, овальный, кислый. Что это?
Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?
Зеленый, твердый, продолговатый, вкусный. Что это?
- 23. «Сравни картинки» (добавление прилагательных)
Детей просят закончить предложение. Используются пары картинок.
Груша сладкая, а лимон……; Огурец овальный, а помидор……; Лента узкая, а река ……; Дерево высокое, а куст…..; Молоко жидкое, а сметана…….;
Обогащение словаря осуществляется и за счет местоимений, числительных, наречий и других частей речи.
Уточнению значений слов способствует и работа над:
Антонимами (день – ночь, радость – печаль и т.д.);
Прилагательными (высокий – низкий, длинный – короткий, и т.д.);
Глаголами (радуется – грустит и т.д.),
Наречиями (далеко – близко и т.д.).
Деятельность логопункта в детском саду в условиях реализации ФГОС.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сенситивный период развития. Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению.
ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые направления в организации речевого развития дошкольников. К семи годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться: умениями задавать вопросы взрослому; в случае затруднения обращаться к нему за помощью; адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью.
Однако, в последнее время, в детских садах значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи. В большинстве случаев у таких детей присутствуют нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов и т.д. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение учебным материалом в школе.
На современном этапе определены основные подходы к созданию системы помощи детям, имеющим проблемы в развитии. Одним из таких подходов является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в речевом развитии. В этих условиях требуется: проявлять повышенное внимание к вопросам охраны здоровья детей; учитывать индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; личностно ориентированные подход в образовательном процессе; помощь специалистов, готовых осуществлять активное взаимодействие с учетом познавательно-речевых, физических и психологических возможностей детей.
Таким образом, возрастает роль и значение логопедических пунктов дошкольных образовательных учреждений как одного из наиболее реальных и эффективных путей обеспечения высокой речевой и социально-психологической адаптации детей с нарушениями речи к условиям школьного обучения.
В нашей дошкольной организации создан логопедический пункт с целью оказания своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными формами речевой патологии.
Основными направлениями работы логопедического пункта являются: своевременная диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений речи у дошкольников; профилактическая работа и пропаганда логопедических знаний среди работников детского сада и родителей детей, посещающих детский сад.
На логопункте занимаются дети 5-7 летнего возраста с фонетико-фонематическими, фонетическими и фонематическими нарушениями речи. Дети зачисляются на логопункт на срок от 5 до 10 месяцев (в зависимости от характера речевых нарушений)
Основными формами организации коррекционно-образовательной работы являются индивидуальные и подгрупповые занятия, которые проводятся по соответствующим коррекционным программам дошкольного образования.
Продолжительность индивидуальных логопедических занятий составляет 15 минут, подгрупповых 20-35 минут (с учетом возраста детей), что соответствует требованиям СанПин 2.4.1.3049-13 от 15 мая 2013 г. Частота занятий – не менее 2 в неделю.
Подгрупповые занятия организуются с детьми одного возраста, имеющими сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения.
Занятия с детьми на логопедическом пункте проводятся ежедневно, преимущественно в первой половине дня, как в часы свободные от занятий в режиме дня, так и во время их проведения, согласно графику работы, утвержденному руководителем Учреждения.
Один раз в неделю допустимо проводить занятия во второй половине дня. Консультативный прием проводится в удобное для родителей и детей время.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности на логопункте в новых условиях ФГОС обеспечивается реализацией следующих принципов:
1.Принцип научности. Согласно этому принципу на логопункте проводится обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка. На основе его результатов определяются цели и задачи индивидуальной коррекционно-развивающей работы. В процессе работы осуществляется постоянный контроль за формированием правильного звукопроизношения, развитием фонематических процессов, лексико-грамматического строя, связной речи ребенка.
2.Деятельностный принцип коррекции, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонениями в речи. На логопедических занятиях дети в игровой форме упражняются в правильном звукопроизношении, развивают навыки языкового анализа и синтеза, закрепляют лексико-грамматические категории, развивают связную речь,. Дети получают хороший опыт общения друг с другом и со взрослыми. Умело подобранная развивающая среда, также способствует реализации этого принципа. В нашем логопедическом кабинете большое разнообразие дидактических игр и пособий для развития дыхания, мелкой моторики, зрительно-пространственной ориентации.
3.Принцип индивидуализации предполагает учет возрастных психологических и индивидуальных особенностей ребенка. В работе используются различные упражнения и задания, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления. Все дидактические игры и пособия очень нравятся детям, они с большим интересом ждут новых занятий, т.к. на логопедических занятиях осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
4.Принципы комплексности и интенсивности предполагают комплексное воздействие на ребенка различных технологий и позволяют использовать в обучении и воспитании всё многообразие методов, приемов и средств коррекционной работы. Наряду с традиционными техниками, в своей практике мы используем аудиовизуальные методы обучения, мнемотехнику, метод проекта, применяем разнообразные средства наглядности.
5.Принцип коммуникативности. В своей работе мы используем ситуации реального общения, большое внимание уделяем проблемным ситуациям и различным творческим видам занятий, предусматривающим вовлечение детей в общую деятельность, результатом которой является коммуникация.
6.Принцип взаимодействия усилий ближайшего социального окружения. Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. С этой целью проводится консультирование родителей по вопросам состояния речевых навыков детей, содержания логопедической работы, её результативности, закрепления результатов в домашних условиях.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению нарушений речи у ребенка. Это показывает эффективность и практическую значимость нашей работы.
Игровая деятельность на логопедических занятиях с детьми с ФФНР
В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности ребенка. Игра стимулирует познавательную активность детей, позволяет актуализировать жизненный опыт, в игре между детьми устанавливаются ролевые и реальные отношения, стимулирующие детей к общению. Воспроизведение в игре отдельных сторон окружающей действительности требует активного применения вербальных средств для обозначения предметов, действий и отношений, что создает благоприятные условия для речевого развития детей. Развивающее воздействие, которое оказывает игра на все психические процессы ребенка-дошкольника, послужило основанием для ее использования в коррекционной педагогике.
Особое значение приобретает игра в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие. У детей с ФФНР нарушен процесс формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи таких детей отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Лексико-грамматическое развитие при этом нередко задерживается.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с диагнозом ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Игра оказывает влияние на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка. Формируются терпение, настойчивость, умение работать в команде. Сглаживаются отрицательные черты характера: капризность, обидчивость. Создаются условия для развития многих психических процессов: внимания, памяти, логики, зрительного восприятия. Играя, ребёнок использует приобретённые ранее знания в новых обстоятельствах, решает разнообразные мыслительные задачи: даёт характеристику звукам речи; сравнивает их по акустико-артикуляционным признакам, делает звуковой анализ слов.
Наибольшее значение в процессе логопедической работы, несомненно, имеют дидактические игры. Их основная цель – обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное задание, достичь заданного результата, а игровая ситуация, сказочный персонаж или дидактическая игрушка помогают ему в этом.
Использование дидактических игр в логопедической работе зависит от этапа коррекционной деятельности. Все эти игры широко применяются в логопедической практике, поэтому некоторые из них упомянуты в статье лишь в качестве примера.
На подготовительном этапе требуется развить у ребенка достаточный уровень слухового и зрительного внимания, памяти, восприятия, представлений. Используются такие игры, как; «Телефон», «Угадай-ка», «Чего не стало?», «Что звучало?».
Для формирования мелкой и артикуляционной моторики используются различные пальчиковые игры, например: «Кулак – кольцо», «Ладони на столе», «Ловкие пальцы», а также специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики.
Среди игр и игровых упражнений, направленных на формирование мыслительных операций используются, в частности, такие, как: «Назови одним словом», «Путаница», «Что не подходит?», «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадку», «4-лишний».
Процесс восприятия и воспроизведения ритмических структур формируют такие игры, как: «Телеграфист», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант».
На основном этапе коррекционной работы используются:
Игры для развития дыхательной и голосовой функции: «Высоко – низко», «Забей мяч в ворота», «Зоопарк», «Немое кино», «Эхо», «Ступеньки», «Тихо – громко».
Игры для автоматизации и дифференциации звуков: «Звуковое домино», «Веселый поезд», «Логопедическое лото», «Подскажи словечко», «Чудесный мешочек».
Игры для развития звукового и слогового анализа и синтеза: «Звук потерялся», «Живые звуки», «Слоговое лото», « Слоговое домино», «Составь слова».
Игры и игровые упражнения для коррекции фонетического, лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания: «Исправь ошибку», «Опиши предмет», «Дополни предложение», «Назови ласково», «Один — много», «Скажи наоборот» и т.д.
Одним из необходимых элементов любого занятия являются физкультминутки. Особое значение приобретают речевые подвижные игры, сопровождаемые словами, речевым общением. Такие игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координации темпа движений с речью.
Поскольку основной задачей логопедических занятий с детьми с ФФНР остается воспитание у них правильной речи и поведения, в практике коррекционной логопедической работы также используются творческие игры, инсценировки, сюжетно-ролевые игры.
Характерной особенностью творческих игр и инсценировок является то, что в них дети имеют возможность выражать свои замыслы, фантазировать, развивать эмоциональность, интонационную выразительность речи, передавать все многообразие впечатлений и использовать при этом свой опыт и знания. В играх-драматизациях дети воспроизводят содержание любимых сказок, с увлечением изображают действующих лиц, их характерные движения, поведение, развивают диалогическую речь. Особое место среди творческих игр занимают сюжетно-ролевые игры. На логопедических занятиях сюжетно-ролевые игры используются тогда, когда ребенок может уже свободно отвечать на вопросы, задавать их, делает простые пересказы. Вначале ведущую роль в игре занимает руководитель. Он организует игру, задает вопросы. По мере закрепления навыков свободной речи у ребенка, роли в играх меняются. На последних этапах логопедических занятий дети сами организуют игру, выступают в роли ведущих, оценивают ее результаты, а логопед лишь ставит задачи, направляет и контролирует проведение игры.
На современном этапе перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми стали новые информационные технологии. Компьютерная игра длится не более 15 минут. Игра на компьютере является стимулирующим фактором для качественного выполнения всех заданий. В результате ускоряется процесс постановки и автоматизации звуков в речи детей, улучшается фонематическое восприятие, происходит качественное усвоение грамматических категорий, то есть совершенствуются все языковые компоненты речевой системы. Содержание компьютерных программ, разработанных специально для дошкольников, позволяет познакомить детей с буквами и звуками, научить читать и писать. Компьютерные игры помогают обогащать словарный запас детей, расширять кругозор и таким образом способствуют развитию связной речи. В логопедической практике используются специальные компьютерные игры «Учимся говорить правильно», «Игры для Тигры» «Баба-Яга учится читать» и др. Однако, признавая, что компьютер — новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что он должен только дополнять педагога, а не заменять его.
Важное место в комплексной модели речевого развития детей с ФФНР занимает также сотрудничество с родителями воспитанников. Под руководством педагогов родители осваивают методику проведения различных игр с детьми. Эта работа способствует повышению интереса родителей к проблемам коррекции речи детей, укреплению социальных связей всех субъектов образовательного процесса. Таким образом, игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, приобретает особое значение в коррекционно-педагогическом процессе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическими речевыми нарушениями, поскольку наряду с предметной деятельностью она используется в качестве основы формировании правильной речи детей.
Консультация для воспитателей
Тема: Формирование связной речи у детей старшего возраста
План:
1. Особенности развития речи у детей старшего возраста.
2. Компоненты процесса формирования речи
3. Отличия ситуативной и связной речи. Формы речи.
4. Этапы формирования связной речи. Основные задачи.
Содержание
1. В старшей группе дети самостоятельно вычленяют существенные признаки предметов и явлений, начинают устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи между ними. В диалогической речи используют краткие и развернутые ответы.
Совершенствуется монологическая речь:
- Без помощи взрослого ребенок может передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать событие, поясняя детали рассказа.
- Способен рассказать не только о событиях ближайших дней, но и давно происходящем.
- Способен самостоятельно раскрыть содержание картинки. Но при составлении рассказа часто опускает второстепенные детали.
2. Формирование речи, как известно, включает три компонента:
Звуковую сторону, словарь, грамматический строй.
Звуковую сторону речи составляют: система фонем данного языка, голос, темп речи, пауза , интонация.
Словарь – объем слов, накопленных речевой практикой.
Грамматический строй – оформление слов и предложений по законам данного языка.
Все три стороны находятся в тесном единстве. Нарушение звукопроизношения тормозит формирование словаря и грамматического строя речи. В свою очередь бедный словарь ограничивает возможности детей в усвоении грамматических норм языка. Все эти проблемы мешают формированию полноценной связной речи. Соответственно, эти нарушения надо устранять в любом звене речевого развития.
3. Главная функция речи – коммуникативная (функция общения между людьми). При этом «в зависимости от изменения форм этого общения изменяются и формы речи. Сначала общение у ребенка происходит лишь с его ближайшим окружением. Смысловое содержание его речи становится понятным, лишь будучи связано с ситуацией: это ситуативная речь. Лишь затем появляется потребность передать более или менее обширное смысловое целое (объяснение, описание, рассказ), предназначенное для постороннего слушателя и ему понятное. Тогда развивается связная речь
«Связная речь – это такая речь, которая может быть вполне понятна на основе ее собственного предметного содержания».
Ситуативную и связную речь нельзя противопоставлять: они сосуществуют, но употребляется каждая в зависимости от целей сообщения.
Основной речевой единицей в ситуативной речи является фраза, часто неполная, в большинстве случаев содержащая указательные слова (наречия, местоимения), приобретающие конкретное содержание в конкретной ситуации(здесь, там, этот, тот, так, такой и т.д.), а также личные местоимения, заменяющие названия предметов и лиц, без труда расшифровывающиеся в конкретной обстановке (он, она, они). Вынесенные за пределы ситуации, данные слова требуют уточнения.
Основной формой ситуативной речи является диалог, Имея конечной целью воспитание связной речи, педагог будет стремиться на этом этапе научить детей пользоваться полной, законченной фразой, научить сознательному умеренному использования указательных слов и местоимений, тренировать в кратком и точном изложении мысли. Последнее будет легче усваиваться детьми не на базе диалога, который предъявляет значительные требования к собеседникам, а при отработке умения пользоваться простейшей фразой. Далее воспитываются навыки правильного построения подчинительных словосочетаний, которые затем включаются в развернутую фразу.
После этого отработанные словосочетания и предложения закрепляются в диалогической речи.
Диалог, как основная форма ситуативной речи уже является подготовкой к речи связной. После того, как ребенок научился свободно владеть диалогической речью, можно перейти к связному рассказыванию.
При формировании связной речи, необходимо уделять должное внимание средствам выразительного оформления фразы.: интонации, паузам, логическому ударению, темпу. Эти выразительные средства устной речи должны быть усвоены детьми в процессе их речевой практики путем разнообразных тренировочных упражнений. А также путем привлечения детей к участию в коллективных разговорах, используя нормы вежливого речевого обращения:
Говорить не крикливо, внимательно слушать собеседника, правильно задавать вопрос.
4. Каждому этапу формирования связной речи присущи свои задачи:
Пересказ – Самостоятельно, правильно передавать идею и содержание. Выразительно воспроизводить диалоги.
Описательный рассказ – Точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов, С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать их иерархию, определять и воспроизводить логику описательного рассказа.
Сюжетный рассказ (по картине, из опыта, по игрушке) – Воспитатель учит детей строить рассказ в соответствии с требованиями к структуре сюжетного повествования:
- Экспозиция (обрисовка действующих лиц, времени и места действия)
- Завязка (причина события)
- Развязка (окончание)
Самостоятельное сочинение – Воспитатель создает условия для развития творческих речевых умений: – Придумывание продолжения и конца рассказа
- Рассказы по аналогии
- Рассказы по плану воспитателя
- Рассказы по модели.
Объяснительная форма речи и речь- доказательство.
Несколько советов, как трудное сделать понятным и занимательным для ребенка:
1. Расскажите ребенку, что звуки делятся на две группы (команды) - «гласные» и «согласные».
Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть. В старину говорили не «голос», а «глас», поэтому их так и назвали – «гласные». При произнесении гласных звуков воздух выходит свободно, не встречая во рту преград.
Сравните произношение гласных звуков с произношением согласных (например «П»,»Т»). Эти звуки нельзя пропеть, протянуть. Они произносятся с помощью языка, губ или зубов, которые создают преграду воздуху, соединяясь между собой. Такие звуки называются «согласными».
Игровое упражнение: «Чья команда?»: Произнесите звук. Пусть ребенок повторит его перед зеркалом, рассматривая артикуляцию. Сделайте вывод, к какой команде относится этот звук. Повторите игру несколько раз.
2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.
Игровые упражнения:
- Хлопни в ладоши (топни ногой, подними руку, фишку, игрушку), когда услышишь заданный звук (например, звук «А») среди других звуков. (Произносите медленно, нараспев звуки друг за другом: А,У,И,А,О,А,А,У,Э,А, и т.д.)
– Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге заданный звук. (Произносите слоги, в которых будет, или не будет присутствовать заданный вами звук)
– Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук. (Произносите слова, в которых будет или не будет присутствовать заданный вами звук). Разнообразьте игру: попросите ребенка повторить за вами слово с заданным звуком, вместо того, чтобы хлопать в ладоши.
- Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.
– Послушай и назови, какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах
3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук.
Пусть ваш ребенок поймет и запомнит разницу между «звуком» и «буквой». Звуки мы произносим ртом и слышим ушами, а буквы мы видим глазами и пишем рукой.Названия букв произносите коротко, как звуки – Б «Б», М «М», а не «БЭ», «МЭ».
Игровые упражнения: - Произнесите звук (Н-р «А») и спросите ребенка, как он определил, что это звук «А»? Сделайте совместный вывод о том, что звук мы слышим ушками.
– Покажите ребенку букву, которая обозначает произнесенный вами звук. Сделайте совместный вывод о том, что буква – это знак, изображение произнесенного звука.
– Рассмотрите букву. Пусть ребенок пофантазирует, на что она похожа. Обратите внимание ребенка на то, в какую сторону сориентирована («смотрит») буква.
– Предложите ребенку нарисовать эту букву, вылепить ее из пластилина, выложить из палочек, из крупы, вырезать из бумаги и т.д.
– Попросите ребенка найти и показать эту букву среди других букв.
– Попросите ребенка эту букву зачеркнуть или обвести в кружочек везде, где она встретится. Такая работа должна проводиться с каждой буквой.
4.Учите ребенка определять местонахождение заданного звука в слове.
Расскажите ребенку, что заданный звук может находиться не только в начале слова (быть первым), но так же и в конце (быть последним), и в середине (не первый и не последний). Объясните, что каждое слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова).
Сделайте вместе с ребенком пособие: Вырежьте из плотной бумаги прямоугольник и разделите его вертикальными линиями на 3 равные части. Вырежьте из картона несколько небольших квадратиков красного (для гласных звуков), синего и зеленого цвета (для согласных звуков).
Игровые упражнения: - Произнеси слово арбуз. Какой первый звук в этом слове? Звук «А».
– Какой это звук? Гласный. –Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове ? В начале слова.
– Произнеси слово лиса. Какой последний звук в этом слове? Звук «А».
– Какой это звук? Гласный.
– Каким квадратиком мы его обозначим? Куда мы положим квадратик в нашем слове? Мы положим красный квадратик в конце слова.
– Произнеси слово бант. Где мы слышим звук «а» в этом слове? В середине слова.
– Каким квадратиком мы его обозначим? Куда мы положим квадратик в нашем слове? Мы положим красный квадратик в середине слова.
Такая работа должна проводиться с каждым звуком.
5.Расскажите ребенку о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Игровые упражнения.
– Послушай и скажи, одинаково ли звучат согласные звуки «М» – «МЬ»? Звук «М» звучит твердо, а звук «МЬ» – мягко. Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, они произносятся твердо. Мягкие согласные звуки мы произносим мягко, обозначаем их зеленым цветом.
– Поиграйте в игру с синим и зеленым квадратиками. Попросите ребенка поднять вверх синий квадратик, если он услышит твердый согласный звук. Пусть он поднимет вверх зеленый квадратик, если услышит мягкий согласный звук.
– Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук-люк, тик-так, Бим-бом, кот-кит, мышка-мишка и т.д.).
6.Расскажите ребенку о том, что согласные звуки бывают звонкими и глухими.
- Предложите ребенку послушать звуки, крепко закрыв ушки ладошками. Произносите звуки парами: «П-Б» («Т-Д», «С-З» и т.д.).
- Сравните звуки в паре, спросив у ребенка, что он слышал, когда произносили первый звук? Ничего. Сделайте совместный вывод: «Звук, который мы не слышим – глухой».
– Спросите, было ли слышно второй звук в паре? Конечно же ваш ребенок вам его назовет. Сделайте вывод: «Звук, который мы можем услышать даже с закрытыми ушками называется – звонкий».
– Называйте разные согласные звуки. Пусть ребенок научится различать их по звонкости- глухости.
7.Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков .
- Легко ли понять друг друга, если мы будем говорить так: М-е-н-я з-о-в-у-т М-и-ш-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Миша». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются, а произносятся слитно, друг за другом.
8.Учимся читать слоги.
Обучение чтению начинается с чтения слогов.
Сначала учимся читать закрытые слоги, где первый звук – гласный, а второй – согласный. Объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй – АП». Тренируйтесь с разными звуками, пока ребенок не научится свободно читать и составлять закрытые слоги.
Учимся читать открытые слоги, где первый звук – согласный, а второй – гласный. Объясняйте так: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй – ПА».
– Поиграйте с буквами конструктора или разрезной азбуки: Выкладывайте различные слоги и просите ребенка их прочитать. Обращайте внимание на слитность чтения.
- Попросите ребенка составить открытый слог из букв. Спросите у него, какая буква в этом слоге первая, какая – вторая. Попросите ребенка слитно прочитать этот слог.
Чтение открытых слогов может вызывать у ребенка затруднения в силу несовершенства произносительных возможностей. Поощряйте и подбадривайте ребенка. Наберитесь терпения. Тренируйтесь, пока навык плавного чтения не будет прочно усвоен. Можно разнообразить упражнения, читая слоги на слоговых кубиках: «Что мне кубик показал, то я и прочитал».
Обратите внимание ребенка на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками «А», «О», «У», «Ы», «Э», они твердые, когда они «дружат» с гласными «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И», они мягкие.
– Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот. (К одной и той же согласной по очереди подставляйте пары гласных: А – Я, Ы – И, Э – Е, О – Ё, У – Ю. Обратите внимание, что в первом случае слог будет читаться твердо «МА», а во втором случае – мягко «МЯ»). Пусть ребенок сам поучится быть «волшебником».
Запомните: Звуки «Ш», «Ж», «Ц» – всегда твердые. Звуки «Ч», «Щ», «Й» – всегда мягкие.
Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слова на слоги, отхлопывая каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (дом, ма-ши-на).
9.Учимся читать слова.
Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги. Читая с ребенком первые слова не забывайте и о смысловой стороне прочитанного. Просите ребенка повторить прочитанное слово, подобрать картинку к прочитанному слову.
опубликовано 07.11.2013 года
Уважаемые родители!
В нашем детском саду организована группа для оказания помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи.
Целью работы группы в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями является создание равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста.
Задачи работы группы:
- Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи
- Привитие детям навыков коммуникативного общения;
- Решение задач социального и речевого развития;
Организация логопедической работы:
Группа комплектуется из числа детей старших и подготовительных групп детского сада и является временной, существующей до достижения необходимых результатов коррекционной работы.
Ответственным за комплектование группы является логопед-куратор учреждения.
Длительность пребывания детей в группе – полгода.
Наполняемость группы – 12-15 детей на каждые полгода.
Комплектование группы осуществляется медико-педагогической комиссией в составе: заведующей ясли-сада, логопеда этой группы, и логопеда-куратора.
Дети выводятся из группы медико-педагогической комиссией по мере исправления нарушений произношения.
Не подлежат приему в группу дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.
Основная организационная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые занятия.
Учителю-логопеду допускается проводить занятия с отрывом детей от занятий в группе. Занятия проводятся 4 раза в неделю в первой половине дня (согласно расписанию занятий). Один раз в неделю – во вторую половину дня (индивидуальные занятия и работа с родителями).
Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей.
Продолжительность подгрупповых занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.4.1.12493.
Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития детей.
Основная цель индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи. На занятиях осуществляется: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.
Основная цель подгрупповых занятий – усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Занятия организуются для 3-5 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Состав детей в подгруппах в течение учебного периода меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.
Коррекционно-речевая работа включает следующие разделы:
- Логопедическое обследование.
- Развитие общих речевых навыков (на индивидуальных занятиях)
- Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях)
- Коррекция звукослоговой структуры слова (только индивидуально на материале правильно произносимых звуков).
- Развитие фонематических процессов (на подгрупповых и индивидуальных занятиях)
- Развитие грамматического строя речи (на индивидуальных и подгрупповых занятиях в процессе нормализации звуковой стороны речи и при выполнении заданий с воспитателями и родителями).
- Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи)
Основные направления работы по развитию речи детей:
- Формирование полноценных произносительных навыков;
- Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- Обогащение словаря детей преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.
- Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом, с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;
Условия работы:
Для организации работы учителя-логопеда с детьми выделяется кабинет, площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, в котором находится соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели, настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия.
Если у Вас появились вопросы,то можно прийти на консультацию в часы приема
среда с 15.00 до 18.00
Как улучшить дикцию Вашего ребенка?
Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.
Четкая дикция звуков речи зависит от степени артикуляционной гимнастики, тренированности активных речевых органов губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки – артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц.
Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики:
- Все упражнения проводятся эмоционально, в игровой форме, что дает наилучший результат.
- Не следует предлагать ребенку сразу много упражнений, достаточно 3 – 5. К последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как усвоены предыдущие. Продолжительность гимнастики составляет не более 5 минут.
- Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит перед зеркалом спокойно, его плечи не поднимаются, пальцы рук расслаблены и не двигаются).
- Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый (это необходимо для выработки у ребенка устойчивости наиболее важных положений губ, языка)
- При возникших затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.
- Первоначально при выполнении упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Но постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается веселый комплекс упражнений для развития основных движений языка и губ, связанный единой лексической темой, изучаемой в нашем проекте: «Народные музыкальные инструменты».
Артикуляционные упражнения для развития
основных движений языка и губ.
«Музыкальные инструменты»
Мы расселись по порядку
дружно делаем зарядку.
Не ногами, не руками,
а своими языками.
Музыканту иль певцу
Быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам,
говорить учись ты чисто!
Упражнение «Рубель»
Зубы ровно мы смыкаем
и заборчик получаем…
Посчитать мы зубки можем,
и на «рубель» похоже тоже
Упражнение «Дудочка»
Мои губы — трубочка -
превратились в дудочку.
Громко я дудеть могу:
Ду-ду-ду, да ду-ду-ду!
Упражнение «Бубен»
Бубен мы изобразили -
Плавно губы округлили,
Их теперь нельзя смыкать:
бубен надо удержать.
Упражнение «Гусли»
На губу язык клади,
«пя-пя-пя» произноси,
Как на гуслях мы играем,
Струны все перебираем.
Упражнение «Гармонист»
Язык к нёбу присоси,
челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
Упражнение «Свирель»
Язык в свирель я превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаю я играть!
Упражнение «Балалайка»
Ротик я приоткрываю,
Язычок приподнимаю.
На губу положу,
По губе им повожу.
Потом голос подключаю:
На балалаечке играю.
Упражнение «Барабанщик»
Язык к нёбу подниму
И по нёбу постучу.
Барабанщик очень занят: д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане: д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет: д-д, д-д-д,
Язык, кверху поднимайся: д-д, д-д-д,
Смотри, с ритма не сбивайся: д-д, д-д-д!
Упражнение «Колокольчик»
Ободок у языка -
Тонкая полоска,
Вверх его мы загибаем,
колокольчик получаем.
Его надо подержать,
Молча до пяти считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Края можно опускать.
Упражнение «Бубенчик»
Спинка языка у нас
Будет бубенчиком сейчас:
Кончик в зубы упирается -
Мышцы сильно напрягаются.
Язык твой сильно напряжен -
Так смягчает звуки он.
Опубликовано 01.12.2014