Логопед ГБДОУ № 29 Приморского района :  Березкина Юлия Викторовна.

 

 

 

Учимся читать

     «Как научить ребенка читать»? Этот вопрос задают многие родители, желающие помочь своему ребенку уже в дошкольном возрасте овладеть навыками чтения и письма.

     Прежде, чем научить ребенка читать и понимать смысл прочитанного, надо развить ряд способностей:

1.     Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память.

Помогают ребенку различать и сравнивать между собой звуки речи, удерживать в памяти их последовательность.

2.      Мышечное (кинестетическое) восприятие.

Помогает научиться управлять своими органами речи,  правильно произносить звуки речи.

3.      Зрительное, пространственное восприятие 

Помогает ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева направо, сверху вниз, а так же узнавать и различать буквы между собой.

4.      Зрительное внимание, память.

Помогает удерживать в поле зрения необходимый объем зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.

     Чтение – это сложный синтетический  процесс, состоящий из многих навыков и умений, которые формируют специальные способности.

     1. Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы звуков между собой помогает ребенку

- Услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения.

- Правильно соотнести услышанный звук с соответствующей буквой.

- Правильно подобрать букву к произнесенному звуку.

- Правильно написать букву и правильно ее прочитать.

    2. Способность к языковому анализу и синтезу помогает ребенку

- Выделять заданный звук из потока звуков, (в слоге, в слове).

- Соединять звуки в слог в правильной последовательности.

- Выделять заданный слог из слова.

- Составлять слово из слогов.

- Выделять нужное (заданное) слово из предложения.

- Составлять из слов предложения

 

     Приступая к занятиям помните, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности для ребенка является игра. Не превращайте занятие в школьный урок. Помните, что продолжительность занятий зависит от возраста и работоспособности ребенка, но она не должна превышать 20-30 минут в старшем дошкольном возрасте.

 

Несколько советов, как трудное сделать понятным и занимательным для ребенка:

 

     1. Расскажите ребенку, что звуки делятся на две группы (команды) -  «гласные» и «согласные».

    Начинайте знакомство с гласных звуков: их можно петь, тянуть. В старину говорили не «голос», а «глас», поэтому их так и назвали – «гласные». При произнесении гласных звуков воздух выходит свободно, не встречая во рту преград.                                                                                                                   

     Сравните произношение гласных звуков с произношением согласных (например «П»,»Т»). Эти звуки нельзя пропеть, протянуть. Они произносятся с помощью языка, губ или зубов, которые создают преграду воздуху, соединяясь между собой. Такие звуки называются «согласными».

     Игровое упражнение: «Чья команда?»: Произнесите звук. Пусть ребенок повторит его перед зеркалом, рассматривая артикуляцию. Сделайте вывод, к какой команде относится этот звук. Повторите игру несколько раз.

     2. Учите ребенка слушать каждый звук и выделять его из потока других звуков.

Игровые упражнения:                                                                                                                     

  - Хлопни в ладоши (топни ногой, подними руку, фишку, игрушку), когда услышишь заданный звук (например, звук «А») среди других звуков.  (Произносите медленно, нараспев звуки друг за другом: А,У,И,А,О,А,А,У,Э,А, и т.д.)                                                              

– Хлопни в ладоши, когда услышишь в слоге заданный звук. (Произносите слоги, в которых будет, или не будет присутствовать заданный вами звук)                                                                    

– Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук. (Произносите слова, в которых будет или не будет присутствовать заданный вами звук). Разнообразьте игру: попросите ребенка повторить за вами слово с заданным звуком, вместо того, чтобы хлопать в ладоши.                                                                                   

- Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.                       

  – Послушай и назови, какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах

     3. Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук.                                          

Пусть ваш ребенок поймет и запомнит разницу между «звуком» и «буквой». Звуки мы произносим ртом и слышим ушами, а буквы мы видим глазами и пишем рукой.Названия букв произносите коротко, как звуки – Б «Б», М «М», а не «БЭ», «МЭ».

Игровые упражнения:                                                                                                                                              - Произнесите звук (Н-р «А») и спросите ребенка, как он определил, что это звук «А»? Сделайте совместный вывод о том, что звук мы слышим ушками.                                                   

– Покажите ребенку букву, которая обозначает произнесенный вами звук. Сделайте совместный вывод о том, что буква – это знак, изображение произнесенного звука.                         

– Рассмотрите букву. Пусть ребенок пофантазирует, на что она похожа. Обратите внимание ребенка на то, в какую сторону сориентирована («смотрит») буква.                            

– Предложите ребенку нарисовать эту букву, вылепить ее из пластилина, выложить из палочек, из крупы, вырезать из бумаги и т.д.                                                                                                  

– Попросите ребенка найти и показать эту букву среди других букв.                                               

– Попросите ребенка эту  букву зачеркнуть или обвести в кружочек везде, где она встретится.                  Такая работа должна проводиться с каждой буквой.

     4.Учите ребенка определять местонахождение заданного звука в слове.                                   

Расскажите ребенку,  что заданный звук может находиться не только в начале слова (быть первым), но так же и в конце (быть последним), и в середине (не первый и не последний).  Объясните, что каждое слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова).

     Сделайте вместе с ребенком пособие: Вырежьте из плотной бумаги прямоугольник и разделите его вертикальными линиями на 3 равные части. Вырежьте из картона несколько небольших квадратиков красного (для гласных звуков), синего и зеленого цвета (для согласных звуков).

Игровые упражнения:                                                                                                                                               - Произнеси слово арбуз. Какой первый звук в этом слове? Звук «А».                                                                       

– Какой это звук? Гласный.                                                                                                                           –Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове ? В начале слова.                                                                                                                                                    

– Произнеси слово лиса. Какой последний звук в этом слове? Звук «А».                                                

– Какой это звук? Гласный.                                                                                                                         

– Каким квадратиком мы его обозначим? Куда мы положим квадратик в нашем слове? Мы положим красный квадратик в конце слова.                                                                                                   

– Произнеси слово бант. Где мы слышим звук «а» в этом слове? В середине слова.                           

– Каким квадратиком мы его обозначим? Куда мы положим квадратик в нашем слове? Мы положим красный квадратик в середине слова.                                                                                          

Такая работа должна проводиться с каждым звуком.

     5.Расскажите ребенку о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.

Игровые упражнения.                                                                                                                                         

– Послушай и скажи, одинаково ли звучат согласные звуки «М» – «МЬ»? Звук «М» звучит твердо, а звук «МЬ» – мягко. Твердые согласные звуки мы обозначаем синим цветом, они произносятся твердо.  Мягкие согласные звуки мы произносим мягко, обозначаем их зеленым цветом.                                                                                                                                            

– Поиграйте в игру с синим и зеленым квадратиками. Попросите ребенка поднять вверх синий квадратик, если он услышит твердый согласный звук.  Пусть он поднимет вверх зеленый квадратик, если услышит мягкий согласный звук.                                                                                                 

– Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук-люк, тик-так, Бим-бом, кот-кит, мышка-мишка и т.д.).

     6.Расскажите ребенку о том, что согласные звуки бывают звонкими и глухими.

- Предложите ребенку послушать звуки, крепко закрыв ушки ладошками. Произносите звуки парами: «П-Б» («Т-Д», «С-З» и т.д.).                                                                                                                

- Сравните звуки в паре, спросив у ребенка, что он слышал, когда произносили первый звук? Ничего. Сделайте совместный вывод: «Звук, который мы не слышим – глухой».                            

Спросите, было ли слышно второй звук в паре? Конечно же ваш ребенок вам его назовет. Сделайте вывод: «Звук, который мы можем услышать даже с закрытыми ушками называется – звонкий».                                                                                                                                   

 – Называйте разные согласные звуки. Пусть ребенок научится различать их по звонкости- глухости.

     7.Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков .

- Легко ли понять друг друга, если мы будем говорить так: М-е-н-я з-о-в-у-т М-и-ш-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга: «Меня зовут Миша». Поэтому, когда мы читаем, звуки у нас не рассыпаются, а произносятся слитно, друг за другом.

     8.Учимся читать слоги.

Обучение чтению начинается с чтения слогов.                                                                                    

Сначала учимся читать закрытые слоги, где первый звук – гласный, а второй – согласный. Объясняйте так: «Произноси первый звук и, потянув его, произноси сразу второй – АП».  Тренируйтесь с разными звуками, пока ребенок не научится свободно читать и составлять закрытые слоги.                                                                                                                                           

Учимся читать открытые слоги, где первый звук – согласный, а второй – гласный. Объясняйте так: «Сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй – ПА».                                                                                                                      

 – Поиграйте с буквами конструктора или разрезной азбуки:  Выкладывайте различные слоги и просите ребенка их прочитать. Обращайте внимание на слитность чтения.                                                                                                                                              

- Попросите ребенка составить открытый слог из букв. Спросите у него, какая буква в этом слоге первая, какая – вторая. Попросите ребенка слитно прочитать этот слог.                                                                                                       

Чтение открытых слогов может вызывать у ребенка затруднения в силу несовершенства произносительных возможностей. Поощряйте и подбадривайте ребенка. Наберитесь терпения. Тренируйтесь, пока навык плавного чтения  не будет прочно усвоен. Можно разнообразить упражнения, читая слоги на слоговых кубиках: «Что мне кубик показал, то я и прочитал».

Обратите внимание ребенка на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками «А», «О», «У», «Ы», «Э», они твердые, когда они «дружат» с гласными «Е», «Ё», «Ю», «Я», «И», они мягкие.                                                                                                                                                    

– Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот. (К одной и той же согласной по очереди подставляйте пары гласных: А – Я, Ы – И, Э – Е, О – Ё, У – Ю. Обратите внимание, что в первом случае слог будет читаться твердо «МА», а во втором случае – мягко «МЯ»). Пусть ребенок сам поучится быть «волшебником».

Запомните: Звуки «Ш», «Ж», «Ц» – всегда твердые. Звуки «Ч», «Щ», «Й» – всегда мягкие.

Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило: сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слова на слоги, отхлопывая каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (дом, ма-ши-на).

     9.Учимся читать слова.

Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги. Читая с ребенком первые слова не забывайте и о смысловой стороне прочитанного. Просите ребенка повторить прочитанное слово, подобрать картинку к прочитанному слову.

 

опубликовано 07.11.2013 года

 

 

 

 

 

Уважаемые родители!

В нашем детском саду организована группа для оказания помощи детям старшего дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи.

Целью работы группы в соответствии с новыми федеральными государственными требованиями является создание равных стартовых возможностей в начале обучения детей в школе, в связи с наблюдающимся снижением уровня речевого развития детей дошкольного возраста.

 

Задачи работы группы:

-          Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;

-          Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи

-          Привитие детям навыков коммуникативного общения;

-          Решение задач социального и речевого развития;

 

Организация логопедической работы:

Группа комплектуется  из числа детей старших  и подготовительных групп детского сада и является временной, существующей до достижения необходимых результатов коррекционной работы.

Ответственным за комплектование группы является логопед-куратор учреждения.

Длительность пребывания детей в группе – полгода.

Наполняемость группы – 12-15 детей на каждые полгода.

Комплектование группы осуществляется медико-педагогической комиссией в составе: заведующей ясли-сада, логопеда этой группы, и логопеда-куратора.

Дети выводятся из группы медико-педагогической комиссией по мере исправления нарушений произношения.

Не подлежат приему в группу дети с диагнозом «общее недоразвитие речи» и «фонетико-фонематическое недоразвитие речи», так как коррекция этих нарушений требует комплексного подхода и может быть осуществлена только в условиях специальной речевой группы.

Основная организационная форма обучения – индивидуальные и подгрупповые занятия.

 

Учителю-логопеду допускается проводить занятия с отрывом детей от занятий в группе.     Занятия проводятся 4 раза в неделю в первой половине дня (согласно расписанию занятий).     Один раз в неделю – во  вторую половину дня (индивидуальные занятия и работа с родителями).

Частота и длительность индивидуальных занятий определяется степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и психофизическими особенностями детей.

Продолжительность подгрупповых  занятий не должна превышать время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами 2.4.1.12493.

Периодичность индивидуальных и подгрупповых занятий, наполняемость подгрупп зависит от характера нарушения речевого развития детей.

Основная цель индивидуальных логопедических занятий – формирование звуковой стороны речи. На занятиях осуществляется: нормализация артикуляционной моторики, постановка отсутствующих звуков, коррекция произношения искаженных и дифференциация смешиваемых звуков. При необходимости на индивидуальных занятиях проводится работа по формированию лексико-грамматического строя речи, связного высказывания, а также по развитию психологической базы речи и мелкой моторики.

Основная цель подгрупповых занятий – усвоение произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим миром. Занятия организуются для 3-5 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи. Состав детей в подгруппах в течение учебного периода меняется. Это обусловлено динамическими изменениями в коррекции речи каждого ребенка.

 

Коррекционно-речевая работа включает  следующие разделы:

  1. Логопедическое обследование.
  2. Развитие общих речевых навыков (на индивидуальных занятиях)
  3. Коррекция звукопроизношения (на индивидуальных занятиях)
  4. Коррекция звукослоговой структуры слова (только индивидуально на материале правильно произносимых звуков).
  5. Развитие фонематических процессов (на подгрупповых и индивидуальных занятиях)
  6. Развитие грамматического строя речи (на индивидуальных и подгрупповых занятиях в процессе нормализации звуковой стороны речи и при выполнении заданий с воспитателями и родителями).
  7. Развитие связной речи (в процессе нормализации звуковой стороны речи)

Основные направления работы по развитию речи детей:

-          Формирование полноценных произносительных навыков;

-          Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и  синтеза;

-          Развитие у детей внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;

-          Обогащение словаря детей  преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов.

-          Воспитание у детей умений правильно составлять простое распространенное предложение, а затем и сложное предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;

-          Развитие связной речи в процессе работы над рассказом, пересказом,  с постановкой определенной коррекционной задачи по автоматизации в речи уточненных в произношении фонем;

 

Условия работы:

Для организации работы учителя-логопеда с детьми выделяется кабинет, площадью, отвечающей санитарно-гигиеническим нормам, в котором находится соответствующая возрасту детей мебель, настенные и индивидуальные зеркала, логопедические зонды и шпатели,  настольные игры, игрушки, конструкторы, учебно-методические пособия.

 

Если у Вас появились вопросы,то можно прийти на консультацию в часы приема

среда  с 15.00 до 18.00

 

Как улучшить дикцию Вашего ребенка?  

Дикция – четкое произношение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка.

Четкая дикция звуков речи зависит от степени артикуляционной гимнастики, тренированности активных речевых органов губ, языка. Поэтому отработка четкой дикции всегда начинается с мышечной тренировки – артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц.

 

Рекомендации для проведения артикуляционной гимнастики:

 

- Все упражнения проводятся эмоционально, в игровой форме, что дает наилучший результат.

- Не следует предлагать ребенку сразу много упражнений, достаточно 3 – 5. К последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как усвоены предыдущие. Продолжительность гимнастики составляет не более 5 минут.

- Все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит перед зеркалом спокойно, его плечи не поднимаются, пальцы рук расслаблены и не двигаются).

- Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый (это необходимо для выработки у ребенка устойчивости наиболее важных положений губ, языка)

- При возникших затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу.

- Первоначально при выполнении упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Но постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными

 

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается веселый комплекс упражнений для развития основных движений языка и губ, связанный единой лексической темой, изучаемой в нашем проекте: «Народные музыкальные инструменты».

 

Артикуляционные упражнения для развития

 основных движений языка и губ.

«Музыкальные инструменты»

 

Мы расселись по порядку

дружно делаем зарядку.

Не ногами, не руками,

а своими языками.

Музыканту иль певцу

Быть картавым не к лицу.

Не давай хлеб пародистам,

говорить учись ты чисто!

 

Упражнение «Рубель»

 

Зубы ровно мы смыкаем

и заборчик получаем…

Посчитать мы зубки можем,

и на «рубель» похоже тоже

Упражнение «Дудочка»

 

Мои губы — трубочка -

превратились в дудочку.

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, да ду-ду-ду!

 

Упражнение «Бубен»

 

Бубен мы изобразили -

Плавно губы округлили,

Их теперь нельзя смыкать:

бубен надо удержать.

 

Упражнение «Гусли»

На губу язык клади,

«пя-пя-пя» произноси,

Как на гуслях мы играем,

Струны все перебираем.

 

Упражнение «Гармонист»

 

Язык к нёбу присоси,

челюсть ниже опусти.

Рот открой, потом прикрой,

Гармонист ты неплохой.

 

Упражнение «Свирель»

 

Язык в свирель я превращаю,

Напрягаю и сужаю.

Острый кончик потяну,

До пяти считать начну.

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаю я играть!

 

Упражнение  «Балалайка»

 

Ротик я приоткрываю,

Язычок приподнимаю.

На губу положу,

По губе им повожу.

Потом голос подключаю:

На  балалаечке играю.

 

Упражнение «Барабанщик»

 

Язык к нёбу подниму

И по нёбу постучу.

Барабанщик очень занят: д-д, д-д-д,

Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,

Учись играть на барабане: д-д, д-д-д,

Твой язык послушным станет: д-д, д-д-д,

Язык, кверху поднимайся: д-д, д-д-д,

Смотри, с ритма не сбивайся: д-д, д-д-д!

 

Упражнение «Колокольчик»

 

Ободок у языка -

Тонкая полоска,

Вверх его мы загибаем,

колокольчик получаем.

Его надо подержать,

Молча до пяти считать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Края можно опускать.

 

Упражнение «Бубенчик»

 

Спинка языка у нас

Будет бубенчиком сейчас:

Кончик в зубы упирается -

Мышцы сильно напрягаются.

Язык твой сильно напряжен -

Так смягчает звуки он.

Опубликовано 01.12.2014

Комментарии запрещены.